По образцу балтийского «Кирова» в Николаеве построили однотипные «Ворошилов» и «Молотов», и на последнем перед войной установили радиолокатор «Редут-К». Фото с сайта www.goskatalog.ru
Выполняя боевую задачу в рамках специальной военной операции (СВО) на Украине, погиб гвардейский крейсер «Москва». Вечером 14 апреля 2022 года Министерство обороны России сообщило, что корабль затонул при буксировке в порт назначения в условиях шторма. Велика вероятность, что у отечественного флота больше не будет кораблей рассматриваемого класса на Черном море. Их место займут (а по сути, уже заняли) корабли других классов.
Под завершение советского периода истории в Николаеве была построена серия из трех кораблей проекта 1164 (четвертый, готовый на 90%, так и не ввели в строй, а пятый разобрали на стапеле). В отличие от собратьев («Варяг» служит на Дальнем Востоке, «Маршал Шапошников» – на Севере), головной крейсер данного проекта (первоначальное название «Слава») остался на Черном море.
Проект 1164 стал вершиной развития линейки советских крейсеров, первым из которых на Черном море стал «Коминтерн». Правда, он представлял не новый, а реставрированный корабль царской постройки.
ЦАРСКОЕ НАСЛЕДСТВО
Напомним, что в Севастополе построили крейсер «Очаков» (см. «Черноморские крейсера», «НВО» №1 (1276) от 12.01.24). Испытания начались осенью 1905 года, а в ноябре экипаж поднял восстание против царизма, подавленное сторонниками монархии. От огня броненосцев и крепостной артиллерии крейсер получил серьезные повреждения (в корпусе насчитали 63 пробоины). Восстановление до полной боевой боеготовности завершилось в 1910 году.
«Очаков» переименовали в «Кагул», как прежде называли однотипный крейсер, построенный в Николаеве. Последний в 1907 году стал «Памятью Меркурия». Спустя 12 лет севастопольский крейсер снова переименовали – он стал «Генералом Корниловым». Под таким названием вместе с другими кораблями белогвардейцы увели его в Бизерту.
Когда большевики утвердили свою власть на черноморском побережье, включая Севастополь, там не осталось ни одного крупного корабля, сохранившего боеспособность.
Подводя итоги Гражданской войны, народный комиссар по военным и морским делам СССР Михаил Фрунзе писал: «На долю морского флота выпали особенно тяжелые удары. В результате мы лишились большей и лучшей части материального состава, огромного большинства опытных и знающих командиров, игравших в жизни и работе флота еще большую роль, чем во всех других родах оружия, потеряли ряд баз и, наконец, потеряли основное ядро рядового краснофлотского состава. В сумме все это означало, что флота у нас нет».
«КОМИНТЕРН»
Требовалась кропотливая работа по восстановлению ЧФ. Из крупных кораблей, что оставались на плаву, решили реставрировать «Память Меркурия». Осенью 1922 года его поставили в сухой док Севастопольского морского завода. Поскольку многие элементы корпусного насыщения пришли в негодность, при ремонте широко использовали аналоги с других кораблей, причем не только черноморских. Различные механизмы взяли с однотипных балтийских крейсеров «Богатырь» и «Олег» перед отправкой на утилизацию.
Однако удалось восстановить лишь 10 из 16 паровых котлов Нормана. Вместо 23–24 узлов по проекту и хода 22 узла, показанного крейсером в походе 1914 года, максимальная скорость составляла лишь 14 узлов.
Восстановленный «Коминтерн» пополнил флот Страны Советов летом 1923 года. Несколько лет он оставался крупнейшим боевым кораблем ЧФ и его флагманом. Таким образом, «Коминтерн» можно считать первым флагманским крейсером на Черном море (в царском флоте подобные функции в разное время выполняли линкоры, броненосцы и фрегаты).
Осенью 1928 года «Коминтерн» нанес визит в Стамбул (тогда город в официальной хронике еще проходил как Константинополь, от этого названия местные власти окончательно отказались пару лет спустя). Остается догадываться, какие чувства испытывали турецкие моряки. Ведь за Первую мировую войну крейсер выполнил 82 боевых похода, активно действовал на коммуникациях, совершал набеги на побережье Турции, вел разведку у ее берегов, обеспечивал минно-заградительные действия других судов российского императорского флота.
Переделывая корабль в учебный, артиллерию главного калибра в 1931 году сократили до восьми 130-мм пушек. Чтобы получить пространство для учебных классов, демонтировали группу котлов в носовой части корпуса, после чего ход уменьшился до 12 узлов. Спустя десятилетие демонтировали одну из трех дымовых труб и обновили устройства для постановки мин. Перед войной «Коминтерн» перевели в минные заградители.
Участвуя в обороне Одессы и Севастополя, корабль выпустил по противнику более 2 тыс. снарядов и выставил более 5 тыс. мин, перевез несколько тысяч солдат, раненых и эвакуированных. Весной-летом 1942 года, когда «Коминтерн» действовал у побережья Кавказа, немецкие летчики добились нескольких попаданий авиабомбами. Несмотря на повреждения, корабль-ветеран продолжал перевозки военнослужащих и различных грузов. В августе, по приходе в Туапсе, его полностью разоружили, а через пару месяцев затопили в устье реки Хоби для создания волнолома.
«КРАСНЫЙ КРЫМ»
Среди прочего царского наследия Стране Советов достались недостроенные корпуса крейсеров типа «Светлана», заложенные в далеком 1913 году. До Великой Октябрьской революции их так и не завершили, а в водовороте последующих событий и вовсе забросили.
На этапе проектирования главными задачами будущих кораблей считались охрана эскадры во главе с линкорами при переходе морем от миноносцев противника и ведение дальней разведки и дозорной службы в интересах главных сил флота. Традиционная для предыдущих отечественных крейсеров задача борьбы с вражеской морской торговлей более не ставилась.
Из трех корпусов, долгое время без дела простаивавших на верфях Петрограда, два достроили как танкеры, и лишь один – головной «Светлана» – по первоначальному проекту. В 1928 году крейсер ввели в строй под новым названием «Профинтерн».
Спустя полтора года отряд Балтийского флота в составе линкора «Парижская коммуна» и крейсера «Профинтерн» под флагом адмирала Льва Галлера вышел из Кронштадта в дальнее плавание. Атлантика встретила краснофлотцев сильным штормом. Пострадавшим от непогоды кораблям пришлось заходить на ремонт во Францию, а затем устранять вновь обнаруженные неисправности в Италии. Конечная точка маршрута до последнего момента держалась в строжайшей тайне, в том числе от рядовых членов экипажей.
Только в начале следующего года отряд добрался до Турции, прошел проливами и 17 января оказался в Черном море. Переход из Кронштадта в Севастополь продолжался 57 суток, за которые было пройдено около 6300 миль. Он стал возможен благодаря тому, что вместо распавшейся Османской империи проливами теперь распоряжалась образовавшаяся на имперских обломках Турецкая Республика Мустафы Кемаля Ататюрка. Она установила хорошие, добрососедские отношения с Советским Союзом. Москва поддерживала новые власти. По линии военно-технического сотрудничества им поставлялась передовая по тем временам военная техника, включая танки Т-26, образец которого сегодня можно увидеть в музее Вооруженных сил Турции.
Вошел в практику обмен дружескими визитами военных кораблей с заходом в порты соседней страны. Кульминационное событие – проход балтийского отряда во главе с линкором «Парижская коммуна».
Никогда прежде турки не пропускали русские линкоры в Черное море и не выпускали их оттуда (что касается броненосцев, был лишь один случай в октябре 1912 года, когда «Ростислав» в сопровождении крейсера «Кагул» пришел в Константинополь как часть международной эскадры для защиты посольств в условиях первой балканской войны).
В октябре 1933 года крейсер «Профинтерн» нанес визит в Турцию уже как боевая единица Черноморского флота. Через пару лет состоялось очередное, третье по счету, переименование, в «Красный Крым».
В ходе Великой Отечественной войны выполнял боевые походы, обстреливал наступающие части Вермахта, совершал рейды в Севастополь, подвозя подкрепления и материально-техническое снабжение. На обратном пути крейсер вывозил раненых бойцов и жителей города. Заслуги экипажа крейсера были отмечены командованием, и 26 июля 1942 года ему был вручен гвардейский флаг. После Победы продолжил службу в качестве учебного корабля.
«ЧЕРВОНА УКРАИНА»
Осенью 1926 года принимается шестилетняя судостроительная программа, предусматривающая достройку крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев» для Черноморского флота с присвоением новых названий – «Червона Украина» и «Красный Кавказ». Они тоже относились к типу «Светлана».
Артиллерия главного калибра – 15 130-мм пушек. Поскольку крейсера делались разными заводами, они отличались друг от друга. Так, «Червона Украина» имела корпус длиной 163 м, а «Красный Крым» – на 5 м меньше.
Согласно проекту, расчетное водоизмещение кораблей составляло 7 тыс. т, по факту было превышено. Тем не менее во время испытаний была получена скорость около 31 узла.
По вступлению в строй в 1927 году «Червона Украина» приняла на себя флагманские функции. На ней держал флаг командующий ЧФ адмирал Владимир Орлов, когда следующим летом отряд советских кораблей зашел с дружеским визитом в Стамбул. Крейсер сопровождали эсминцы «Петровский» и «Шаумян».
25 июля 1929 года крейсер посетил Иосиф Сталин. Следующим летом «Червона Украина» передала функции флагманского корабля ЧФ линкору «Парижская коммуна». В 1939-1941 годах старые крейсера прошли ремонт с модернизацией на Севастопольском морском заводе, после чего «Красный Крым» вытеснил более 8 тыс. т воды, «Червона Украина» - на 400 т больше. Поэтому располагаемая скорость снижалась и, к началу Великой отечественной войны составляла порядка 27-28 узлов.
Участвовал в обороне Одессы и Севастополя. После попаданий нескольких бомб, сброшенных 12 ноября 1941 года германскими бомбардировщиками, затонул у Графской пристани. «Червона Украина» стала единственным советским крейсером, погибшим в Великой Отечественной войне. После Победы разрушенный корпус корабля подняли и после попыток использования в учебных целях утилизировали.
По сути, «Красный Кавказ» представлял собой опытовый корабль для испытаний новейших 180-мм пушек повышенной дальности стрельбы. Фото с сайта www.goskatalog.ru |
По состоянию на 1918 год готовность «Адмирала Лазарева» составляла 55%, поэтому крейсер достраивали не по первоначальному проекту, а по откорректированному. Длину корпуса увеличили до 170 м, а вместо старых 130-мм пушек установили 4 одноствольные башенные установки МК-1–180 с новейшими орудиями калибра 180 мм. При длине ствола 60 калибров пушка стреляла 98-кг снарядами на дальность более 40 км с темпом до 6 выстрелов в минуту.
Полное водоизмещение крейсера возросло с первоначально-расчетных 7600 до 9030 т. Цифра могла быть еще больше, если бы дальность плавания по топливу не ополовинили, понизив до 1,5 тыс. миль.
Сразу по готовности корабля в 1932 году была образована бригада крейсеров, куда также вошли «Красный Крым» и «Червона Украина». Что касается «Коминтерна», то формально он тоже вошел в соединение как учебный корабль. Со своими 14 узлами старый крейсер более чем в два раза уступал своим одноклассникам по максимальной скорости, а посему редко выходил в море вместе с ними.
В 1933 году «Красный Кавказ» совершил свой единственный заграничный поход под флагом командира бригады крейсеров Юрия Ралля. Крейсер отправился в плавание 17 октября и вместе с парой эсминцев посетил Стамбул. Затем крейсер вышел в Средиземное море, заходил в Пирей (Греция) и Неаполь (Италия) и, пройдя 2650 миль, 7 ноября вернулся в Севастополь.
Ближе к завершению осени вышел навстречу турецкому кораблю «Измир» с путешествующими на нем Климентом Ворошиловым и Семеном Буденным. Они возвращались с торжеств по случаю 10-летия Турецкой Республики. Компанию красным маршалам составлял командующий турецкой армией. Ему по приходе в Севастополь предоставили возможность подняться на борт «Красного Кавказа».
Весной 1937 года крейсер случайно встретил в Черном море турецкий линейный крейсер «Султан Селим Явуз», проводивший маневры в паре с двумя эсминцами.
Перед войной систему ПВО «Красного Кавказа» усилили 4 зенитными установками конструкции Минизини со спаренными пушками калибра 100-мм. Три аналогичные зенитки смонтировали и на «Червону Украину». После ее гибели 2 установки удалось демонтировать и перенести на «Красный Кавказ», тем самым укрепив его противовоздушную оборону.
Неоднократно обстреливал контролируемое врагом побережье и, пуская в ход дальнобойные 180-мм пушки, наносил поражение удаленным целям. Так, действуя в районе Севастополя, вел огонь по Бахчисараю и другим железнодорожным узлам в степном Крыму. К сожалению, ресурс орудий главного калибра оказался небольшим, поэтому стрельбу по наземным целям вели в основном 100-мм снарядами.
В начале 1942 года, находясь в Феодосии, в ходе налета немецких самолетов получил пробоину в кормовой части. Крейсер принял 1800 т воды, но экипажу удалось предотвратить ее дальнейшее поступление и вывести корабль в море. С кормой, погруженной по верхнюю палубу, «Красный Кавказ» малым ходом более суток шел до Туапсе. Операция по так называемому неполному докованию прошла в конце марта. Со следующего месяца рабочие и экипаж приступили к работам по восстановлению корпуса. На борту крейсера белой краской нанесли призыв: «Трудиться за четверых! Героизм в ремонте – родной брат героизма на фронте!» Восстановленный корабль 17 августа приступил к испытаниям в море.
Одним из первых на флоте «Красный Кавказ» был удостоен гвардейского звания. Соответствующий приказ командования вышел в начале апреля. «Ведя непрерывные бои с немецкими захватчиками, личный состав крейсера нанес огромные потери фашистским войскам и своими сокрушительными ударам уничтожал живую силу и технику противника, – зачитал выдержку из документа Юрий Левитан в эфире московского радио 18 июня. – За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава экипаж крейсер «Красный Кавказ» удостаивается звание «гвардейский».
Во второй половине 1942 года и начале следующего «Красный Кавказ» вместе с другими черноморскими крейсерами оказывал помощь защитникам Новороссийска и Туапсе.
За Великую Отечественную войну крейсер выполнил 64 боевых похода. Перевез более 60 тыс. войск и населения, несколько сотен вагонов боеприпасов, отразил более 200 атак немецких самолетов, сбив три из них. После войны «Красный Кавказ» стал учебным кораблем, а в 1952-м был потоплен на испытаниях ракетного оружия.
«ВОРОШИЛОВ» и «МОЛОТОВ»
Перед началом Великой Отечественной войны СССР располагал на Черном море 5 крейсерами, в том числе 2 новейшими типа «Киров». Проектирование велось при техническом содействии итальянских специалистов. Главный калибр сохранился как у «Красного Кавказа» – 180 мм, но вместо 4 одноствольных МК-1–180 поставили 3 башни с 3 стволами каждая. Водоизмещение сохранились в районе 9 тыс. т. Корпус вытянулся в длину на 20 м, до 191. С помощью энергетической установки повышенной мощности удалось добиться увеличения максимальной скорости с 29 до 36 узлов. Дальность плавания нарастили с 1500 до 3860 миль. При этом численность экипажа осталась примерно такой же, как у крейсеров предыдущего поколения, и составляла около 900 человек.
Черноморские крейсера носили названия «Ворошилов» и «Молотов» и участвовали в боевых действиях с первого дня войны. Организационно они составляли отряд легких сил (ОЛС) в составе эскадры во главе с линкором «Парижская коммуна» (с 1943 года – «Севастополь»). Бригада крейсеров – «Красный Крым», «Красный Кавказ» и «Червона Украина» – действовала под командованием капитана первого ранга Сергея Горшкова (в будущем – главнокомандующего ВМФ СССР).
Радиолокационная станция «Редут-К», установленная на «Молотове», 24 июня 1941 года впервые передала информацию о воздушной обстановке системе ПВО Севастополя. Крейсер неоднократно засекал приближающиеся группы бомбардировщиков Люфтваффе, предоставляя защитникам города возможность заранее приготовиться к отражению налета.
В конце октября передовые части Вермахта подошли к Севастополю, а в начале ноября попытались взять его «с наскока». Встал вопрос о переводе основных сил флота на восточное побережье Черного моря. «С одной стороны, их целесообразно было бы оставить здесь, чтобы иметь в резерве корабельную артиллерию для отражения возможного прорыва противника, – вспоминал участник обороны города вице-адмирал Николай Кулаков. – Но сможем ли мы уберечь крупные корабли, представляющие собой хорошие цели, от массированных налетов авиации, которую гитлеровцы стягивали на захваченные крымские аэродромы?»
Командование предпочло перебазировать единственный линкор и ОЛС в Новороссийск и Поти, а в главной базе ЧФ оставить «Красный Крым» и «Червону Украину».
В ходе боевых действий советским крейсерам приходилось сталкиваться с торпедными катерами и субмаринами, но главным их противником стали немецкие летчики. Бортовых средств ПВО оказалось недостаточно для борьбы с вражескими пикировщиками и торпедоносцами. Германские самолеты неоднократно прорывались к цели сквозь огонь зениток (на «Молотове» – 6 одноствольных Б-34 калибра 100 мм, скорострельность по 15 выстрелов в минуту).
При очередном налете летом 1942 года немецким летчикам удалось поразить «Молотов» торпедой. Управляясь машинами, поврежденный крейсер с трудом дошел до Поти. К тому времени уже имелся опыт неполного докования «Красного Кавказа». Его использовали при восстановлении корпуса «Молотова». Кормовая часть длиной 15,5 м была полностью оторвана и затонула. Восстановление заняло целый год.
Операцию неполного докования проделали дважды. Вначале в док ввели недостроенный крейсер «Фрунзе» и отрезали от него корму. Затем док затопили и, оставив корму в доке, вывели из него «Фрунзе» и ввели «Молотов». Затем за дело взялись сварщики. Летом 1943 года крейсер своим ходом перешел в Батуми. А следующим летом технология неполного докования была применена еще раз при ремонте крейсера «Красный Крым».
ИТАЛЬЯНЦЫ
При разделе странами-победителями имущества итальянского флота Советскому Союзу достался крейсер «Дюка д’Аоста» постройки 1935 года. Он служил в составе ЧФ с 1949 по 1959 год под названием «Керчь». Водоизмещение (9230 т), скорость хода (36 узлов) и другие технические параметры практически не отличались от таковых для типа «Киров», а вооружение было иным – 8 шестидюймовых орудий главного калибра.
В состав ЧФ входил еще один примечательный корабль итальянской постройки. Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» не трофей, а построен по заказу. По готовности в 1939 году совершил переход из Ливорно в Севастополь.
«Ташкент» отличали благородные обводы 140-метрового корпуса и мощное вооружение – три башенные установки Б-2-ЛМ каждая с парой 130-мм стволов. Дальность стрельбы – 25,5 км, скорострельность – 12 выстрелов в минуту. Главный калибр был как у крейсеров типа «Светлана», но артиллерийские системы относились к разным типам. Вместо устаревших одноорудийных пушек «Ташкент» нес новейшие двустволки Б-2-ЛМ с гораздо более высокими характеристиками, что компенсировало разницу по количеству стволов («Червона Украина» и «Красный Крым» – 15, «Ташкент» – 6).
От других кораблей ЧФ «итальянца» выделяла и окраска – она была не обычная серо-стальная (шаровая), а голубая, под цвет морской волны. Жители Севастополя называли «Ташкент» по-своему – «Голубым крейсером» (интересно, что он также проходил и в ходе радиообмена немецких летчиков). Корабль активно действовал в начальный период войны, доставляя подкрепления и материально-техническое снабжение в осажденный город, оказывал огневую поддержку его защитникам. Неоднократно получал сильные повреждения.
Последний рейс лидер выполнил в июне, доставил тысячу бойцов 142 стрелковой бригады и вывез почти 2 тыс. раненых и гражданских. На обратном пути отбил все атаки с воздуха, повреждения оказались тяжелыми – через пробоины в корпус поступила тысяча тонн воды. Малым ходом «Ташкент» добраться до Новороссийска 27 июня, где был потоплен прямым попаданием немецкой авиабомбы 2 июля. Позднее его подняли, но ввиду значительных повреждений восстанавливать не стали, а разобрали на металл.
В составе ЧФ действовала еще и пара лидеров эскадренных миноносцев отечественной постройки. Однотипные «Москва» и «Харьков» имели полное водоизмещение 3 тыс. т по сравнению с 4 тыс. у «Голубого крейсера». Вооружение – 5 одноствольных установок Б-13–2с такого же калибра (130 мм), а максимальная скорость практически не отличалась (43–43,5 узла).
По техническому уровню советские корабли находились на уровне тех, что строились перед войной Францией и Италией для условий Средиземноморья (а похожие были и на Черном море). От подобных кораблей других морских держав они отличались меньшей автономностью и дальностью плавания в угоду наращивания скорости и артиллерии.
Накануне войны «Москва» выполнила несколько важных правительственных поручений. В ноябре 1938 года лидер доставил делегацию СССР на похороны президента Турции Кемаля Ататюрка. Спустя 11 месяцев «Москва» еще раз заходила в Стамбул. После официального визита в СССР возвращался на родину министр иностранных дел Турции Шюкрю Махмет Сараджоглу - он путешествовал на борту «Москвы».
На четверые сутки войны лидеры эсминцев выполняли набег на румынское побережье. Произведя 350 выстрелов, отряд поджег склад горюче-смазочных материалов. При отходе «Москва» подорвалась на мине и затонула в 30 км от Констанцы. Более долгим оказался боевой путь однотипного «Харькова». Вместе с эсминцами сопровождения «Беспощадный» и «Способный» он погиб от бомб немецких бомбардировщиков в октябре 1943 года. Потеря привела к тому, что все сохранившиеся в строю крупные корабли ЧФ, включая крейсера, были переведены в резерв Ставки и до конца войны к участию в боевых действиях не привлекались.