Фото пресс-службы Министерства обороны США
Среди нерешенных проблем в сфере контроля над вооружениями между Россией и США особое место по целому ряду причин занимает проблематика тактического ядерного оружия (ТЯО).
Во-первых, с момента создания ядерных вооружений в США в 1945 году ТЯО никогда не являлось предметом двусторонних переговоров с целью сокращения или ограничения его арсеналов. Лишь в начале 90-х годов прошлого столетия президенты двух стран в порядке доброй воли проявили решимость инициативно сократить их примерно на 75% относительно пикового уровня, достигнутого в годы первого этапа холодной войны.
Во-вторых, США до сих пор являются единственным государством в мире, которое размещает ТЯО за пределами своей континентальной части, в то время как Россия уже более 20 лет тому назад вне всякого договорного процесса и каких бы то ни было встречных обязательств со стороны Вашингтона полностью вывела тактические ядерные боезаряды из Белоруссии, Казахстана и Украины на собственные национальные централизованные базы хранения. Пентагон же по-прежнему содержит ТЯО в четырех европейских странах (Бельгии, Италии, Нидерландах и ФРГ), а также в азиатской части Турции, то есть в непосредственной близости от РФ.
В этом контексте следует отметить, что и США, развернувшие ТЯО в названных странах, и государства, согласившиеся складировать американские ядерные авиабомбы, нарушают Договор о нераспространении ядерного оружия. Применяя целый конгломерат экономических санкций против Ирана, который еще не создал ядерное оружие, и требуя выполнения этого договора рядом других «фактических ядерных государств», США и их союзники по НАТО сами демонстрируют полное неуважение к этому важному договорному акту, заложившему принципиальные международно-правовые основы нераспространения ядерного оружия в глобальном масштабе.
В-третьих, США являются единственным государством в мире, которое заключило с большой группой стран – членов НАТО специальные «соглашения о разделении ядерной ответственности». Они позволяют Пентагону не только развертывать тактические средства в названной выше группе государств, являющихся неядерными, но и проводить с ними военные учения, связанные с доставкой авиасредствами учебных ядерных боеприпасов и их условным применением по наземным целям. 15 членов НАТО присоединились к таким соглашениям, и 27 из 28 стран, входящих в альянс, участвуют в консультациях, проводимых в рамках его Группы ядерного планирования.
Подобные учения проводятся ВВС 15 стран – членов НАТО на военно-воздушных базах Литвы (Зокняй) и Эстонии (Эмари) в рамках круглосуточной и круглогодичной операции «Балтийское воздушное патрулирование» (Baltic Air Policing), в которой задействуются четыре типа самолетов двойного назначения, способных доставлять к целям как обычные, так и ядерные боеприпасы. Такая операция, носящая по отношению к России явно провокационный характер, проводится ВВС альянса уже 11 лет. Пентагон усилил эту операцию еще 14 истребителями-бомардировщиками.
В-четвертых, ни одно государство в мире, кроме США и их союзников по Североатлантическому альянсу, не провозгласило «сцепку» ядерных вооружений стратегического и тактического назначения в едином механизме с противоракетными и обычными вооружениями. Такой объединенный оперативно-стратегический механизм был сначала создан на саммите НАТО в мае 2012 года, а затем подтвержден на его последней встрече в верхах в сентябре прошлого года в британском Ньюпорте.
В-пятых, ведущая ядерная «тройка» НАТО (Великобритания, США и Франция) не отказалась от применения ядерного оружия, в том числе и тактического назначения, в первом ударе, а США, кроме того, еще и не пересмотрели доктрину нанесения первых «упреждающих и превентивных» ядерных ударов с использованием стратегических и тактических ядерных средств, которая остается практически неизменной уже 70 лет.
На фоне украинского кризиса пентагон завез в Европу дополнительное количество тактических ядерных боезарядов, а также модернизирует соответствующие базы хранения на Европейском континенте. Три вида ядерных авиабомб США, формально относящихся к разряду «тактических» (В-61-7, В-61-11 и перспективная авиабомба В-61-12), классифицируются Госдепартаментом и Пентагоном как «стратегические», поскольку могут доставляться к целям стратегическими бомбардировщиками. Да и сама авиабомба В-61-12, судя по ее тактико-техническим характеристикам, будет предназначена для уничтожения высокозащищенных целей. Американская военная промышленность может произвести в ближайшие годы до 900 таких авиабомб, что усилит и без того крупный американский арсенал ТЯО, насчитывающий несколько тысяч боезарядов.
На этом фоне предложения, чтобы российские Вооруженные силы отвели национальные ТЯО за Уральские горы, являются неприемлемыми и не подлежат серьезному обсуждению. Москва же предлагает США и их союзникам по НАТО полностью вывезти с Европейского континента все американское ТЯО – как находящееся непосредственно под контролем Пентагона, так и формально переданное пяти названным странам, входящим в НАТО, – и ликвидировать инфраструктуру такого оружия до начала возможных российско-американских переговоров на эту тему. Это необходимо сделать для того, чтобы обе стороны имели равные стартовые географические позиции в смысле размещения таких средств.
Описанная российская позиция могла бы быть усилена и требованием прекратить развертывание противоракетных оперативных комплексов США в Румынии и Польше, которые прикроют американские ядерные арсеналы в Европе, но одновременно дестабилизируют военно-стратегическую ситуацию. А она и без того значительно обострилась за прошедший год вследствие необоснованного пятикратного усиления военной активности «альянса 28 государств» в Восточной, Центральной и Южной Европе.
Без конструктивного решения проблемы ТЯО между Москвой и Вашингтоном на основе принципа равенства урегулирование других ключевых проблем их обширной повестки дня в сфере сокращения избыточных вооружений и ограничения масштабной военной деятельности в целом не представляется рациональным. Нельзя сокращать один вид вооружений и оставлять за скобками переговоров другие виды.