Подводный старт баллистической ракеты Trident II. Фото Reuters |
В Нью-Йорке, в штаб-квартире ООН, прошел первый раунд межправительственных переговоров по разработке конвенции о запрещении и полной ликвидации ядерного оружия, которые демонстративно проигнорировали практически все ведущие мировые державы, включая Россию, США, Великобританию, Францию и Китай. Консолидированную позицию государств, входящих в так называемый ядерный клуб и выступающих против идеи принятия конвенции, запрещающей ядерное оружие, еще накануне четко изложил директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов. По его словам, концепция, предложенная Генассамблеей ООН, бессмысленна: «Все это напоминает нонсенс, потому что неядерные страны собираются запрещать то, чем сами не располагают».
Не верят в успех концепции, предполагающей радикальный запрет ядерного оружия, и серьезные аналитики. Эксперты утверждают: конвенцию можно подготовить и даже утвердить большинством голосов, но ни одно ядерное государство не станет ее выполнять. Легко отказаться от атомной бомбы, если у тебя ее нет. Но добровольно избавиться от оружия, которое гарантирует твоей стране безопасность, не решится ни один здравомыслящий государственный руководитель.
Второй раунд переговоров планируется провести с 15 июня по 7 июля и по итогам подготовить доклад для Генассамблеи, к которому, как ожидается, будет приложен проект конвенции. Но перспективы туманны… Тем временем в области сокращения ядерного оружия сейчас действует только один Пражский договор по СНВ 2010 года, срок которого истекает в 2018 году. А бессрочное соглашение между США и Россией о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) от 1987 года, как известно, подвергается жесткой критике с обеих сторон. И больше нет ничего… Хотя даже в период холодной войны, тем более после подписания очередного договора, стороны сразу же приступали к переговорам по следующему соглашению. Сейчас такой практики не существует. Процесс был прерван еще до украинского кризиса, и такой ход событий повышает риск непреднамеренного или спровоцированного применения ядерного оружия. Особенно на Корейском полуострове.
Примечательно, что параллельно с переговорами по ядерной проблематике в ООН американский фонд «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (Nuclear Threat Initiative) и Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы представили в Вашингтоне совместное издание, озаглавленное «Предотвращение кризиса в контроле над ядерными вооружениями и катастрофический терроризм». В числе авторов – видные мировые политики и ученые, которые вместо радикальных запретов, больше похожих на ничем не подкрепленные декларации, предлагают постепенный и последовательный путь избавления человечества от угрозы ядерного катаклизма через сотрудничество ведущих государств, обладающих такого рода оружием. То есть – через конструктивный, непрекращающийся диалог. Как образно отметил в этой связи академик РАН, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений имени Евгения Примакова Алексей Арбатов, процесс переговоров по укреплению ядерного нераспространения и ограничения стратегических вооружений в какой-то мере схож с ездой на велосипеде: «Нельзя стоять на месте, появляется серьезный риск потерять остойчивость».
Но, по сведениям из дипломатических источников, прежняя администрация США была готова сесть за стол переговоров. Россия же отнеслась к такой идее прохладно. И понятно почему: трудно вести переговоры о новых сокращениях стратегических вооружений на фоне развертывания системы ПРО США в Румынии и Польше, приближения военных структур НАТО к российским границам и усиления антироссийской риторики на Западе. Сейчас, полагают эксперты, когда к власти в Вашингтоне пришла новая администрация, ситуация может измениться. Не исключено, что после выработки командой Дональда Трампа политики в отношении России – сегодня она больше озабочена внутренними проблемами США и укреплением своего влияния на Сенат и Конгресс – отношения между ведущими ядерными державами мира приобретут новое измерение. По крайней мере министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая не так давно перед слушателями Военной академии Генерального штаба ВС России, заявил, что переговоры по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических вооружений возможны, но после устранения принципиальных причин, препятствующих этому. Большие надежды возлагаются на встречу президентов Дональда Трампа и Владимира Путина. После нее будут более отчетливо видны контуры будущих соглашений по контролю и ограничению ядерного оружия.