Индийский авианосец «Викрамадитья» был когда-то советским авианесущим крейсером «Адмирал Горшков». Фото Reuters
По сообщению газеты Times of India, в ближайшие годы на базе Ханса (штат Гоа) ВМС Индии будет организовано предприятие по обслуживанию и ремонту истребителей МиГ-29К, размещенных на авианосце «Викрамадитья» и на самой базе. Как заявили представители Министерства обороны Индии, строительство предприятия по ремонту двигателей РД-33МК, установленных на МиГ-29К, обойдется в сумму от 30 до 45 млн долл. Ремонтное предприятие будет построено на месте уже имеющихся мастерских, ранее занимавшихся обслуживанием и ремонтом английских истребителей Sea Harrier, выведенных, как и авианосец «Вираат», из боевого состава индийского флота в марте этого года.
На будущем ремонтном предприятии будет работать и группа российского предприятия – производителя самолетов. Но стоит заметить, что Times of India приводит слова из доклада генерального ревизора и аудитора о том, что «с принятием в 2010 году на вооружение самолетов МиГ-29К у 62% их двигателей имелись серьезные проблемы по причине дефектов, относящихся к их конструкции». В этом же докладе говорится о низкой боевой готовности имеющихся самолетов, которая составляет от 21,3 до 47,14%. Как известно, заказ на 45 истребителей МиГ-29К стоимостью 2,2 млрд долл. был оформлен двумя заявками – в 2004 и 2010 годах. Одна эскадрилья самолетов Миг-29К («Черные пантеры») базируется на авианосце «Викрамадитья», вторая эскадрилья («Белые тигры») – на базе Ханса.
Победивший на парламентских выборах в 2014 году премьер-министр Индии Нарендра Моди призвал соотечественников поддержать его идею по налаживанию в стране разработок и производства наукоемких видов современной боевой техники и вооружения. Идея Моди, выраженная в нескольких словах, звучит весьма незамысловато: «Сделано в Индии». В связи с этим Times of India в одном из мартовских номеров опубликовала заметку под примечательным заголовком: «После «ошибки» с компанией Сухого Индия будет сотрудничать с Россией по истребителю 5-го поколения только при условии полной передачи ей всех технологий».
Как пишет газета со ссылкой на источники в Министерстве обороны, «это решение было принято на самом высоком уровне с целью не повторять ошибки программы закупки у России самолетов Су-30МКИ». Программа обошлась Индии в более чем 8,5 млрд долл., не оказав никакой заметной поддержки в развитии возможностей по производству собственного индийского истребителя. Хотя большая часть из 272 истребителей «Су» (уже введено в боевой состав 240 самолетов этого типа), заказанных в России, изготовлены на предприятиях «Хиндустан Аэронотик, лимитед» (ХАЛ). Однако там они были просто собраны из импортированных самолетокомплектов. ХАЛ до сих пор не может самостоятельно выпускать «Сухих». Кроме того, самолет «Су», собранный на заводе ХАЛ (стоимость одной машины немного больше 69 млн долл.) по упомянутой выше программе, обходится почти на 15 млн долл. дороже, чем такой же истребитель, просто купленный в России.
Несмотря на давление со стороны Москвы по поводу подписания заключительных документов на разработку и производство истребителя 5-го поколения, Индия теперь хочет знать, что она получит за те 25 млрд долл., выделенных на закупку 127 одноместных истребителей. В 2007 году обе страны уже подписали межправительственное соглашение по истребителю 5-го поколения, за которым последовал (в 2010 году) контракт о выделении Индией 275 млн долл. на работы по проектированию предварительной конструкции самолета.
Сейчас Индия, отдельно от оценок по критерию «стоимость–эффективность», выдвинула два предварительных условия к программе истребителя 5-го поколения. Первое состоит в том, что должна произойти всесторонняя передача технологий, включая «исходные программы», с тем чтобы Индия в будущем могла самостоятельно производить модернизацию истребителя и оснащать его новым оружием. Второе условие – программа должна непосредственно помочь индийскому проекту создания собственного истребителя 5-го поколения (его называют «продвинутым средним боевым самолетом»), по которому уже начались предварительные работы.
По утверждению Times of India, для «парирования китайско-пакистанской угрозы требуются 42–44 эскадрильи реактивных истребителей (по 16–18 машин в каждой эскадрилье), однако ВВС Индии располагают только 33 эскадрильями, из которых 11 эскадрилий на старых самолетах (МиГ-21 и МиГ-27) будут выведены из боевого состава к 2024 году». Указывается и на плохое техническое состояние имеющегося парка боевых машин. Модернизация 63 МиГ-29 и 51 французского Mirage 2000, на которую отпущено более 3,5 млрд долл., происходит очень медленно.
Проблема аварийности авиационной техники остро стоит перед ВВС Индии. С 1970 года зафиксировано более 1300 аварий истребителей, военных самолетов других типов и вертолетов. Из них более 500 аварий – с участием истребителей «МиГ» разных типов и около 150 – с вертолетами «Чита»/«Четак» (индийского производства). Из уже принятых на вооружение 240 истребителей Су-30МКИ к настоящему времени потеряно не менее семи машин. В марте текущего года, после очередной катастрофы Су-30МКИ, в индийской прессе сообщалось, что возможна временная приостановка эксплуатации всего парка самолетов этого типа для проведения проверок. Подобные приостановки уже имели место после катастроф в апреле 2009 года и декабре 2011 года. В прошлом году министр обороны Индии, говоря о проблемах с самолетами «Су», сказал, что за последние три года отмечено 69 случаев технической неисправности, связанных преимущественно с двигателями.