С-400 готовят к защите неба над Аравийской пустыней. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Визит монарха Саудовской Аравии Сальмана ибн Абдель-Азиза Ас-Сауда в Москву, проходивший с поистине королевскими почестями, стал знаменательным событием. Принимая короля в Кремле, Владимир Путин напомнил, что наши отношения имеют длинную историю. К этому можно добавить – довольно сложную и противоречивую. Но сегодня, когда Эр-Рияд сделал заявку на российские зенитно-ракетные комплексы С-400 «Триумф», эти отношения выходят на стратегический уровень.
Как напомнил ветеран-востоковед, заведующий редакцией Востока в ТАСС Александр Ступак, отношения Советского Союза с Саудовской Аравией установлены еще в 1926 году. Россия первая признала королевство, которое тогда называлось Королевством Хиджаза и Неджда. В то время Александр Ступак работал в советском торгпредстве в Джидде и разъезжал по городу на ослике, что на арабской окраине считалось нормой. Достаточно отметить, что в те годы Советский Союз поставлял в Саудовскую Аравию сахар, пшеницу, спички и даже, как ни странно это может показаться, обыкновенный керосин.
Саудовской Аравией королевство стало называться только с 1932 года. Уже тогда Россия столкнулась с противодействием действовавших там крупнейших нефтяных компаний Великобритании и США, которые приложили немало усилий для разрыва дипотношений между нашими странами в конце 30-х годов. А после ввода советских войск в Афганистан именно Саудовская Аравия оказывала поддержку моджахедам. Только в 1990 году после вывода из Афганистана наших войск по инициативе МИД СССР дипотношения были восстановлены. Но осадок, как говорится, остался… Уже после распада Советского Союза, когда началась война в Чечне, Москва не раз обвиняла Эр-Рияд в поддержке сепаратистов и террористов на Северном Кавказе.
Не просто складывались отношения Эр-Рияда и с Вашингтоном. Достаточно напомнить, что из 19 террористов, совершавших нападение 11 сентября 2001 года на США, 16 так называемых шахидов были выходцами из Саудовской Аравии. Об этом говорил Владимир Путин на совместной пресс-конференции с Джорджем Бушем в 2002 году, когда Москва и Вашингтон пытались объединить усилия в борьбе против террористического интернационала. Однако Белый дом предпочел двойную игру, поэтому ничего не помешало уже через год саудовскому принцу Абдулле ибн Абдель Азизу Ас-Сауду посетить Москву с первым официальным визитом, где высокий гость публично заявил об «отсутствии серьезных препятствий для налаживания сотрудничества между нашими странами».
И в 2008 году посетивший Москву принц Мухаммед бен Сальман подписал одно из первых соглашений о военно-техническом сотрудничестве (ВТС) с Россией, включая поставки танков и зенитных средств. Но подписанный тогда контракт так и остался на бумаге, чему в немалой степени помешали революции так называемой арабской весны, вспыхнувшей в соседних с королевством странах – Йемене, Египте и Сирии. Однако попытки наладить взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество продолжились. Например, принц Бандар бин Султан Ас-Сауд, тоже побывавший с визитом в Москве, выражал готовность заключить соглашение о поставке российского оружия на общую сумму 15 млрд долл., но при одном условии – если Россия прекратит поддержку режима Асада в Сирии. Такова вкратце непростая история наших взаимоотношений с королевством, управляемым членами многочисленного королевского семейства, среди которых были и остаются сторонники и противники развития отношений с Россией. И, похоже, сторонники на данном этапе берут верх.
В числе заключенных соглашений во время визита короля Сальмана в Москву – подписание около десятка контрактов на поставку либо производство легкого и тяжелого оружия. Шла речь и о зенитных комплексах С-400 «Триумф». Общая сумма подписанных контрактов, как отметила английская газета Guardian, исчислялась миллиардами долларов. Но это далеко не все. По оценке Лондона, Москва тем самым устанавливает контроль над всеми основными ближневосточными игроками – Турцией, Сирией, Ираном, Саудовской Аравией и, похоже, также Израилем, Катаром и ОАЭ.
Кроме того, подписанные с саудитами контракты включают производство автоматов Калашникова, поставку противотанковых ракетных комплексов «Корнет ЭМ», заключены контракты в области энергетики, включая строительство АЭС в королевстве. Если в 2016 году весь товарооборот с Эр-Риядом не превышал 0,5 млрд долл., то начиная с 2018 года он может возрасти в разы. Министр иностранных дел Саудовской Аравии Абдель Аль-Джубейр, говоря об итогах визита, отмечал: «Мы вышли на новые горизонты, которые даже не могли представить себе ранее». А глава российского МИДа Сергей Лавров сообщил о решении создать постоянно действующую комиссию по военно-техническому сотрудничеству двух стран. Кроме того, в ближайшие месяцы в Эр-Рияде должна собраться и межправительственная комиссия.
Особый интерес в этой связи вызывают отклики на этот визит в США и Великобритании, которые всегда рассматривали Саудовскую Аравию в качестве стратегического союзника, считали главным форпостом и опорой на Ближнем Востоке. Газета Guardian, не дожидаясь окончания королевского визита в Москву, оценила его как «прорыв России в зону Персидского залива».
Как известно, саудовский монарх по статусу считается хранителем двух исламских святынь – в Мекке и Медине. Третья святыня – мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, находящемся под контролем Израиля. Так вот, комментируя визит короля Сальмана в Москву, которую незадолго перед этим посетили президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и глава Палестинской автономии Махмуд Аббас, арабские СМИ стали называть Москву новой Меккой. И смириться с этим Западу, конечно же, будет трудно. Особенно после того, как на защиту неба Саудовской Аравии вместо американских ЗРК «Пэтриот» встанут российские «Триумфы».