Руководство НАТО готово более активно сотрудничать с ЕС в военной сфере. Фото с сайта www.nato.int
На заседании Совета НАТО на уровне министров иностранных дел 5–6 декабря с.г. в Брюсселе главное внимание было уделено вопросам адаптации альянса к спектру новых вызовов и угроз XXI века. Одновременно обсуждалась подготовка к очередному саммиту НАТО 11–12 июля 2018 года в столице Бельгии, где планируется провести существенный пересмотр стратегии и цели блока с учетом конкретных изменений военно-политической ситуации в мире, в первую очередь для сдерживания России.
Важное место на саммите предполагается уделить вопросу о совершенствовании возможностей НАТО по переброске сил усиления из США и Канады в Европу и транспортировке тяжелой военной техники внутри европейского театра. Фактически речь идет о создании на территории Европы коридоров для ускоренной переброски к границам России тяжелой военной техники и оружия НАТО. Таким образом, если в годы холодной войны тыловой зоной и зоной коммуникаций считалась Франция, то сегодня роль зоны коммуникаций предстоит играть всей Европе.
Именно с этой целью вопрос военной мобильности был включен в число приоритетных на встрече министров НАТО с руководителями ЕС, в ходе которой участники пришли к согласию о нескольких новых направлениях сотрудничества: военная мобильность, расширенный обмен информацией по вопросам международного терроризма и роль женщин в обеспечении мира и безопасности. Был рассмотрен широкий спектр глобальных угроз НАТО и ЕС в Европе, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии.
Ссылаясь на агрессивное поведение России, проведение масштабных военных учений на границах альянса, министры высказались в пользу создания двух новых командных структур Объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО: Командования по обеспечению перебросок живой силы и военной техники из США и Канады в Европу и Командования по обеспечению военных перебросок в пределах Европы.
Совместно с ЕС планируется провести широкомасштабные работы по адаптации сухопутных коммуникаций (шоссейных и железных дорог, мостов), портов и аэродромов для оперативных перебросок в пределах европейского театра, прежде всего крупногабаритной тяжелой военной техники (танков и БТР). С учетом высокой стоимости проектов было отмечено, что НАТО придется преодолевать разногласия, если альянс хочет оставаться силой, с которой нужно считаться. Соответствующие уведомления по военным стандартам и требованиям к гражданской транспортной инфраструктуре направлены министрам финансов, транспорта и внутренних дел всех стран НАТО.
Обеспечение военной мобильности провозглашено приоритетным проектом в сотрудничестве между НАТО и ЕС. Вашингтон выделяет ЕС на эти цели около 5 млрд долл.
Одновременно решено ускорить адаптацию законодательной базы стран – участниц НАТО с целью обеспечения беспрепятственного пересечения национальных границ при переброске техники и военнослужащих между государствами альянса.
В русле мер по совершенствованию командной структуры ОВС НАТО решено создать центр кибернетических операций, что должно способствовать интеграции киберопераций в общую систему оперативного военного планирования НАТО. Сегодня кибероперация отнесена к военной сфере НАТО, что позволяет рассматривать кибератаку против любого члена альянса как нападение и создает правовую основу для последующих коллективных действий в рамках статьи 5.
Одно из ключевых мест в повестке дня заседания занял вопрос о ракетной и ядерной программах Ирана и КНДР, которые рассматриваются как угроза союзникам и партнерам НАТО. Было подчеркнуто, что альянс располагает возможностями и решимостью противостоять возможной агрессии с опорой на расширенное взаимодействие с партнерами в Юго-Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия).
Во время недавних визитов генсека НАТО Йенса Столтенберга в Токио и Сеул достигнуты договоренности о направлении офицеров связи этих государств в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, штаб ВГК ОВС НАТО в Европе, военно-морское командование альянса в Нортвуде.
Столтенберг пригласил японцев и южнокорейцев присоединиться к использованию платформы по обмену информацией о вредоносных программах, разработанной совместно НАТО и ЕС. Это позволит в реальном масштабе времени осуществлять обмен информацией о кибератаках.
В более широком плане партнеры из Юго-Восточной Азии проявляют растущий интерес к опыту НАТО по противодействию гибридной угрозе.
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон вновь затронул тему равномерного распределения финансового вклада между союзниками. Американцы настойчиво добиваются также увеличения вклада НАТО в глобальную борьбу против международного терроризма в Афганистане и Ираке за счет принятия долговременных обязательств и формирования необходимых возможностей. Одновременно от альянса требуется более конкретное и весомое участие в реализации сформулированной Вашингтоном стратегии по укреплению позиций Запада в Юго-Восточной Азии.
Тиллерсон вновь припугнул натовских союзников и «российской угрозой», которую американцы увязывают с событиями в Украине и ведением гибридной войны по подрыву институтов Запада. В связи с этим маловероятно возвращение к регулярным заседаниям Совета Россия–НАТО, которые будут проводиться лишь для обсуждения экстренных вопросов.