Китайские ударные беспилотники стали ходовым товаром в странах Азии и Африки. Фото с сайта www.news.cn
Торговля оружием – не только и не столько бизнес. Это еще и важный инструмент достижения политических целей государства на мировой арене. Китайское военно-политическое руководство это давно поняло, поэтому еще в 2012 году Пекин выбил из первой пятерки экспортеров оружия на мировой рынок Великобританию и с тех пор топ-5 рейтинга «торговцев смертью» не покидает, отбирая постепенно контракты у других стран, включая и Россию. Если так пойдет дальше, то вскоре китайское оружие придется покупать не только союзникам Москвы, но и ей самой.
По данным обнародованного недавно очередного доклада Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) о поставках обычных вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ), бессменным мировым лидером в сфере оружейного экспорта являются США, которые продают свои корабли, самолеты, танки и ракеты не просто так и абы кому, а только проверенным союзникам и сугубо с приложением в виде каких-то политических или идеологических «дополнений». Впрочем, активнее всех в пятерке лидеров по «торговле смертью» показал себя Китай, который нарастил экспорт ВВСТ за 2013–2017 годы по сравнению с предыдущим пятилетним периодом на 38%. В орбиту военно-технического сотрудничества Поднебесной за последние пять лет оказались вовлечены 48 государств, включая и традиционных клиентов нашего оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Для сравнения: Россия в тот же период поставляла ВВСТ в 47 стран.
Следует обратить внимание и на список получателей китайского оружия. Начиная с 1991 года первое место бессменно занимает Пакистан, на который только в новом тысячелетии приходилось 35–55% всего китайского экспорта ВВСТ (в разные пятилетки). В этом плане Пекину даже удалось существенно подвинуть здесь давнего союзника Исламабада – Вашингтон. Причина проста до банальности: продавая оружие, китайцы не вспоминают о правах человека или каких-то там талибах, требуя в ответ лишь деньги и соблюдение собственных интересов. Если же сюда добавить тот факт, что Пекин – давний противник или как минимум соперник Дели, то начинает работать правило: враг моего врага – мой друг. Кстати, Вашингтон примерно по такому же принципу активно стал заигрывать с Дели в сферах военного и военно-технического сотрудничества против Китая, но в итоге дополнительно «расстроил» пакистанское руководство. Москва же, начав «заигрывать» в этой сфере с Исламабадом, «расстроила» Дели. Вместо того чтобы учиться на чужих ошибках, сами на те же грабли и наступили…
На втором месте среди покупателей китайского оружия держится Бангладеш, а на третьем – долгое время была Мьянма. Однако в последнюю пятилетку (2013–2017 годы) третьим по важности партнером Китая по военно-техническому сотрудничеству с объемом 10% стал Алжир, заказы которого вкупе с бангладешскими контрактами стали, согласно данным доклада SIPRI, главным драйвером совокупного роста оружейного экспорта Поднебесной в 2013–2017 годы. И вот это подводит нас уже к полноценному противостоянию на оружейном рынке между Пекином и Москвой, поскольку для последней алжирские военные – один из стабильных и крупнейших заказчиков в последние годы. Алжир некоторое время назад даже занимал, по версии института SIPRI, третье место в оружейном экспорте России, а в 2012–2016 годы на эту страну приходилось 10% объема российского экспорта ВВСТ.
Особо велика опасность вытеснения российских вооружений с рынков стран Азии и Африки китайскими системами, поскольку именно на эти регионы сегодня приходится основная доля оружейного экспорта Китая – соответственно 72% и 21%. Тогда как, скажем, на Северную и Южную Америку приходится лишь 4,9%, а на Ближний и Средний Восток и вовсе 2%. Хотя и тут наши соседи стали наступать нам на пятки – заключали крупные контракты на поставку ВВСТ с такими странами, как Венесуэла. Но что еще более тревожно – в 2016 году Китай впервые осуществил поставки оружия в бывшую республику СССР (поставка зенитных систем Туркменистану). Кстати, именно Китай не дает нам по-настоящему выйти на оружейный рынок Индонезии. Успехи есть, но они могли бы быть куда более весомыми.
Реальность же угрозы вытеснения Китаем России с рынков стран этих регионов наглядно иллюстрирует тот факт, что в свое время первым победителем тендера турецкого Минобороны на новую зенитную ракетную систему большой/средней дальности оказался не российский «Триумф», а китайский комплекс HQ-9 (экспортное обозначение – FD-2000). О том, что стороны намерены подписать такой контракт стоимостью 3 млрд евро, было объявлено в 2013 году. И лишь два года спустя Анкара окончательно решила разорвать соглашение, что, как считается, было вызвано сильнейшим давлением на нее со стороны Вашингтона. Даже российский ЗРК в турецкой армии – еще куда ни шло для американцев, но чтобы китайский – это просто нонсенс! Хуже может быть, только если завтра какая-то страна НАТО решит купить оружие у Ирана или Северной Кореи.
А ведь китайский HQ-9 – это во многом реинкарнация российской «трехсотки», приобретенной КНР в значительных количествах в 1990-е годы. Конечно, это не точная копия, а изделие с существенным объемом реализованных в нем конструкторских решений, заложенных как в С-300 (преимущественно), так и в американском «Пэтриоте». Как бы то ни было, но фактически вышло так, что китайские оружейники по большому счету победили российских коллег с более старым комплексом, но зато имеющим существенно более низкую цену. Аналогичный прием китайцы применяют и в борьбе за оружейный рынок со своими американскими и европейскими конкурентами, предлагая тем странам, которые не могут купить западное вооружение по политическим или финансовым причинам, свои едва ли не «цельнотянутые» аналоги.
Сам же Китай тем временем продолжает закупать у ведущих разработчиков, в первую очередь России и Франции, партии новейших ВВСТ, значительная часть которых затем либо банально копируется с корректированием под «китайскую специфику», либо же активно используется в процессе разработки своих систем оружия аналогичного класса. А последние затем по существенно более низким ценам идут на внешний рынок, где теснят более дорогие и, безусловно, более качественные аналоги.
комментарии(0)