Подготовкой афганских снайперов занимаются инструкторы из НАТО. Фото с сайта www.dvidshub.net
В рамках подготовки к предстоящему 11–12 июля в Брюсселе саммиту НАТО его участники провели две встречи на уровне министров обороны и министров иностранных дел, по результатам которых будут выработаны рекомендации для глав государств и правительств стран Североатлантического альянса. Руководители военных и дипломатических ведомств пытались наметить пути снижения влияния факторов неопределенности на политику альянса за счет всеобъемлющего анализа обстановки и аудита располагаемых ресурсов, а также рассмотрели возможные сценарии развития политических ситуаций в сфере обеспечения международной безопасности. При этом одним из факторов, обусловливающих состояние стратегической неопределенности для стран НАТО, рассматривается обстановка на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке.
В рамках операции «Решительная поддержка» в Афганистане НАТО сохраняет финансовую поддержку правительству страны, а также увеличивает свой воинский контингент с 13 до 16 тыс. военнослужащих, включая контингенты из 39 партнерских государств.
Особое внимание уделяется планам расширения деятельности учебного центра НАТО в Ираке для подготовки инструкторов, которые затем смогут готовить тысячи иракских военнослужащих. Предполагается усилить поддержку в подготовке военнослужащих Иордании и Туниса для обеспечения охраны границ, разминирования и проведения реформ в сфере безопасности.
В рамках Программы повышения квалификации в области обороны Брюссель намерен продолжить финансирование подготовки афганских сил безопасности по крайней мере до 2020 года. Развернул полномасштабную деятельность учебный центр НАТО в Ираке, в котором специалисты из Испании, Канады и Словакии занимаются подготовкой иракских военных.
Формально программа и учебный центр действуют под лозунгами борьбы с терроризмом, обеспечения суверенного развития и стабильности партнерских государств. Однако следует отметить, что фактически развертывание подобных программ и проектов НАТО позволяет целенаправленно влиять на национальные элиты в нужном для Запада направлении, готовить условия для цветных революций и свержения неугодных правительств, что в конечном итоге приводит к существенному ухудшению стабильности и к превращению обширных территорий Ближнего и Среднего Востока, а также Северной и Центральной Африки в зоны хаоса, питательную среду для терроризма.
В то же время среди стран – членов блока имеются серьезные разногласия в отношении политики, проводимой в рассматриваемом регионе. Примером таких острых внутриблоковых разногласий стала встреча госсекретаря США Майка Помпео с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу. Вашингтон уговаривает Анкару отказаться от поставок российских зенитных ракетных систем С-400. По словам министра Чавушоглу, на встрече с ним госсекретарь поднимал этот вопрос. Между тем турецкий министр, по его же словам, объяснил Майку Помпео, что Анкара «нуждается в этих системах», и попросил Вашингтон не угрожать Анкаре санкциями. «Разговоры, если ты купишь С-400, мы применим санкции, – это с нами не пройдет. С С-400 дело закончено, но у нас сохраняется необходимость в системах ПВО. Если мы получим от наших союзников хорошие предложения по Patriot или другим системам, мы их рассмотрим», – заявил глава МИД Турции.
В рамках дискуссии по обстановке на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке министры при участии высокого представителя ЕС по внешним делам и политике безопасности Федерики Могерини обсудили ситуацию в Сирии и иранскую ядерную программу.
В целом по линии НАТО–ЕС достигнуто понимание необходимости наращивания действенного европейского оборонного потенциала, который можно использовать под эгидой как НАТО, так и ЕС.
Однако внятная концепция распределения ролей между этими институтами по-прежнему отсутствует, что является одним из факторов неопределенности. Дело в том, что сегодня стратегия НАТО по противодействию гибридной войне основана на быстрой военной реакции. Но в альянсе осознают, что такая стратегия имеет недостатки.
Во-первых, страны НАТО не всегда способны выработать согласованную точку зрения на источник гибридной угрозы, что приводит к запаздыванию реакции. Во-вторых, военная сила недостаточна для противодействия новым видам угроз. И, наконец, стратегия сдерживания, построенная только на военно-силовой основе, не может быть эффективной для действий в сложной и неопределенной обстановке гибридной войны.
Все это требует разработки более гибкой политики, способной воздействовать на противника с использованием широкого набора инструментов. Именно с целью расширения спектра инструментов для действий в неопределенной и трудно предсказуемой обстановке гибридной войны считается необходимым развивать стратегическое партнерство НАТО–ЕС. Однако здесь также имеются факторы, тормозящие взаимодействие двух союзов.
Дополнительным серьезным фактором неопределенности стало решение президента США Дональда Трампа о расторжении ядерной сделки с Ираном, которой шестерка международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) добивалась более десяти лет.
Европейцы подчеркивают заинтересованность в дипломатическом урегулировании отношений с Ираном, с которым у них развиваются выгодные экономические связи. Франция, Германия и Великобритания сожалеют о выходе США из ядерной сделки с Ираном, а руководители Германии прямо заявляют, что Ближний Восток «может не вынести еще одного конфликта», связанного с решением США.
В результате, как представляется, по этим и некоторым другим причинам до выхода на согласованную «антигибридную стратегию НАТО–ЕС» потребуется еще немало усилий.
комментарии(0)