Министр обороны США не любезничает с английским премьером. Фото со страницы Мэттиса во Flickr
На недавнем саммите НАТО в Брюсселе были утверждены планы членов блока, исключая США, по увеличению военных ассигнований. К 2024 году суммарные оборонные расходы стран-союзниц должны возрасти до 266 млрд долл. Однако, как теперь становится известно, не все с этим смирились окончательно, а у кого-то банально не хватит денег.
Незадолго до начала брюссельского саммита президент США Дональд Трамп направил многим из своих коллег по НАТО, включая лидеров Германии, Канады, Бельгии, Испании и Норвегии, официальные письма. В своих посланиях глава Белого дома не особо стеснялся в выражениях. Он подверг довольно резкой критике их финансовую политику в области оборонных расходов. Президент заявил, что по сравнению с Вашингтоном европейские союзники США тратят слишком мало средств на оборону. Он предупредил натовцев, что начинает терять терпение из-за их нежелания повышать свои военные бюджеты.
Поскольку Великобритания, будучи первой из военно-политических опор Вашингтона, не фигурировала в перечне адресатов американского президента, эту ошибку своего главковерха поспешил исправить министр обороны США Джеймс Мэттис. В своем письме военному министру ее величества Гэвину Уильямсону глава Пентагона предупредил, что Америка может поменять статус Лондона и снизить его звание от генерала до рядового. «Ваша способность вносить свою лепту в построение нашей безопасности оказалась под вопросом», – написал Мэттис и посоветовал Англии отказаться от практики сокращения военного бюджета и повернуться в сторону его наращивания. Он также отметил и тот факт, что Великобританию «ждет потеря статуса мировой военной державы, а вместе с ним и расположения Белого дома». При этом, наставляя военного руководителя Туманного Альбиона, глава Пентагона привел в пример Францию. В том смысле, что в то время как Лондон только хочет лишь сохранять свои позиции в качестве «предпочтительного партнера Вашингтона», Париж весьма активно вкладывается в оборону и фактически вытесняет Великобританию с занимаемого ею места.
Англия является одной из немногих стран НАТО, военные расходы которых составляют 2% ВВП или чуть более. Однако этот факт, видимо, ничего не значит для Мэттиса. Он убежден, что Великобритания, учитывая ее место в мировой политике, должна обеспечивать более высокий уровень военного бюджета, чем ее союзники по НАТО, основные интересы которых имеют преимущественно региональный характер. Если она, полагает американский министр, все еще хочет оставаться глобальным игроком на мировой арене.
Но Мэттис совершенно напрасно попытался взбодрить своего коллегу. Всем известно, что тот-то как раз активно поддерживает необходимость роста оборонных расходов. Он даже пообещал отправить премьер-министра Терезу Мэй в отставку, если она не повысит военный бюджет на 20 млрд фунтов стерлингов.
Намерение Вашингтона принудить своих визави к оплате счетов за безопасность, как говорится, на равных, а не получать блага, какие были предоставлены Европе по плану Маршалла, имеет довольно давнюю историю. Еще во время холодной войны в конце 1970-х годов США заставили своих союзников принять решение о ежегодном увеличении военных расходов минимум на 3%. Однако в 1978–1989 годах эти требования выполняли только пять государств из 16 стран-членов: США, Канада, Люксембург, Норвегия и Испания. В связи с окончанием холодной войны и исчезновением угрозы Западу со стороны Организации Варшавского договора в 1990 году лидеры НАТО приняли решение об отказе от требования ежегодного увеличения военных расходов. В итоге в 1990-е годы почти все члены альянса ежегодно сокращали ассигнования на оборону.
В 1999 году появились новые угрозы безопасности стран НАТО, включая распространение ОМУ, международный терроризм и т.д. На повестке дня встал вопрос о повышении военного потенциала блока и соответственно об увеличении военных ассигнований. В 2006 году члены альянса официально договорились выделять на оборону 2% ВВП. Но в то время установленной нормы придерживались только 6 из 26 стран-союзниц: Болгария (2,3%), Великобритания (2,4%), Греция (2,8%), США (4,1%), Турция (2,2%) и Франция (2,5%). В последующие годы некоторые члены блока не только не выполняли это требование, но и периодически сокращали военные бюджеты. По этому пути пошли Германия, Италия, Португалия, Турция и некоторые другие страны. США тоже несколько раз сокращали свои военные расходы, но никогда не выделяли на оборону менее 2% от ВВП.
В прошлом году из 29 стран блока не менее 2% от ВВП на оборону, кроме США (около 3,5%), потратили только четыре страны: Польша (2%), Великобритания и Эстония (по 2,1%) и Греция (2,4%). В 2018 году к ним подключилась Латвия (2%). В 2017 году расходы Турции, Болгарии, Черногории, Норвегии, Литвы, Латвии, Франции и Румынии находились в пределах или чуть превышали 1,5%. От 1 до 1,3% тратили Словения, Чехия, Венгрия, Албания, Италия, Нидерланды, Дания, Словакия, Германия, Хорватия, Канада и Португалия. Военные бюджеты Испании и Бельгии составляли менее 1%, а Люксембурга – менее 0,5%. При этом общие расходы на оборону европейских стран НАТО и Канады по сравнению с 2016 годом увеличились на 4,8%. В 2017 году США покрывали 71,7% всех оборонных расходов союзников.
В ходе саммита НАТО Трамп потребовал от всех членов блока немедленного повышения расходов на оборону до 2% ВВП, а не к 2024 году, как об этом договорились страны альянса. Кроме того, он призвал к увеличению этих ассигнований до 4% от ВВП.
комментарии(0)