Британские спецслужбы уверены, что нашли киллеров, но многие эксперты сомневаются в этом. Фото Reuters
В годы Второй мировой войны осиным гнездом разведок чуть ли не всех стран мира стала нейтральная Швейцария. Кого здесь только не было: советские военная и политическая разведки, немецкие разведчики и контрразведчики, американцы во главе с Алленом Даллесом. Всех и не перечесть. В этом плане, конечно, памятен эпизод из «Семнадцати мгновений весны» с провалом профессора Плейшнера на Цветочной улице в Берне. Сегодня, видимо, столицей шпионов стала Великобритания. Но уж очень она негостеприимна, особенно к предателям.
Случай с экс-полковником ГРУ Сергеем Скрипалем, безмятежно жившим в Солсбери до тех пор, пока, как теперь «чисто конкретно» уверены британские спецслужбы, он чудом выжил после попытки его ликвидации с использованием «Новичка», у всех на слуху. Менее известны другие случаи «тихих» и не особо смертей сотрудников спецслужб. Причем не только перебежчиков.
Первым здесь можно упомянуть Владимира Пасечника, умершего 21 ноября 2001 года в знакомом нам Солсбери от, как считается, инсульта. Владимир Артемович был не разведчиком, а ученым-микробиологом, директором ленинградского Института особо чистых биопрепаратов. Правда, как утверждают, имел звание генерал-майора. В конце 1989 года, будучи в командировке во Франции, попросил политубежища в Великобритании, а получив его, тут же передал британцам информацию о разработках биологического оружия в СССР. Через три года в США сбежал полковник Канатжан Алибеков из НПО «Биопрепарат», куда входил институт Пасечника. Полковник подтвердил слова генерала.
Пасечник написал в соавторстве с Джеймсом Адамсом книгу «Новые шпионы», пользовался доверием у Лондона и даже, как утверждается, работал – вот совпадение! – в гражданском Исследовательском центре прикладной микробиологии в Портон-Дауне, то есть по соседству с военной лабораторией. Не он ли, учитывая его богатый советский опыт, помог создать те «духи», которые, как теперь нас убеждают, привезли из Москвы? Умер же он всего через год после того, как, уволившись, основал свою фармкомпанию. По словам одного из его сыновей, он все время ждал «людей из КГБ». Хорошо, хоть не из ГРУ.
Затем настала очередь Александра Литвиненко – бывшего сотрудника КГБ СССР и ФСБ России, который, согласно выводам британцев, был отравлен российскими спецслужбами с помощью полония и умер в Лондоне 23 ноября 2006 года.
Но самый потрясающий случай, связанный с гибелью сотрудника спецслужб, произошел в Великобритании восемь лет назад. 23 августа 2010 года в служебной квартире в Лондоне было найдено тело специалиста в области криптографии Гарета Уильямса, который с 2001 года являлся сотрудником британского Центра правительственной связи (GCHQ), аналога американского АНБ, но на момент гибели был прикомандирован к внешней разведке МИ-6 (также SIS – Secret Intelligence Service), плюс, как сообщалось, работал с оперативниками из АНБ и ФБР.
Обстоятельства смерти достаточно молодого (род. 26.09.78) и многообещающего специалиста были, что называется, из ряда вон: обнаженное тело Уильямса находилось внутри стоявшей в пустой ванне дорожной сумки, на которой имелся навесной замок, ключи от которого были найдены внутри сумки, под телом Уильямса.
В результате восьмидневного расследования, указывает Guardian, судмедэксперт доктор Фиона Уилкокс сделала вывод, что Уильямс был, вероятно, задушен или отравлен, после чего кто-то поместил его в сумку. Однако затем за дело взялся Скотленд-Ярд, который после многолетнего расследования, принимая во внимание отсутствие следов «зачистки» квартиры и другие факты, пришел к иному выводу: Уильямс «с большой долей вероятности» в момент смерти находился один.
Проще говоря, Скотленд-Ярд решил, что разведчик, вероятнее всего, умер в результате несчастного случая. То есть разделся, залез в стоящую в ванной сумку, заперся изнутри и задохнулся. А перед этим не забыл включить в квартире отопление, чтобы, видимо, комфортнее было в загробном мире. Семья погибшего была от такого вывода следователей в шоке.
Позже появились еще две версии «несчастного случая»: какая-то интимная игра, завершившаяся трагически, либо же смерть стала следствием якобы увлечения Уильямса эскейпологией – искусством освобождения от пут или из ограниченного пространства. Последнее могло бы быть правдой, но зачем для такого упражнения тащить сумку в ванну? К тому же эксперты не нашли отпечатков пальцев Уильямса ни на навесном замке, ни на ванне.
Два эксперта предприняли 400 попыток залезть в сумку и закрыть себя в ней изнутри, но у них ничего не вышло. Однако затем в Сети появилось видео, на котором отставной армейский сержант все же выполнил это действие, граничащее с лучшими трюками Гарри Гудини (правда, он все же вынужден был касаться бортиков ванны!). В итоге, указывает Guardian, представитель лондонской полиции Мартин Хьюитт сообщил журналистам, что таким образом доказано – теоретически подобное могло произойти. Впрочем, полной картины свершившегося лондонские сыщики не установили, что очень напоминает результаты деятельности их коллег из произведений Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе.
В итоге получаем, что лежащий бездыханным в закрытой сумке голый сотрудник одной британской спецслужбы, откомандированный в другую британскую спецслужбу – это «хайли-лайкли» самоубийство, а неудавшееся покушение на экс-полковника ГРУ, вместо которого погибла жительница Эймсбери, находящегося в 11 км от места покушения, – это «чисто конкретно» действия «смеющихся хитменов» из ГРУ?!
Может, последним припишут и гибель в сентябре 2004 года под колесами авто нетрезвого водителя известного американского психиатра Джона Эдварда Мака? А что, ведь свою Пулитцеровскую премию он получил в 1977 году за книгу-биографию Томаса Эдварда Лоуренса, известного больше как Лоуренс Аравийский. Кстати, и погиб-то он в ДТП, когда приехал в Лондон читать лекцию в обществе поклонников этого британского разведчика.
Хотя здесь, видимо, все же видна рука не Москвы, а «зеленых человечков» (или «серых»?), поскольку Джон Мак искренне считал, что воспоминания людей о похищении инопланетянами – не выдумка, а результат неких реальных событий.
Вот и получается, что либо в «деле Скрипалей» пока все, за исключением, конечно, умершей британки, так же «киношно», как бернская Цветочная улица в шедевре Татьяны Лиозновой, которая на самом деле – улица Яуниела в Риге (впрочем, причину смерти британки мы тоже знаем лишь со слов «спецов» из «военного технопарка», где, кстати, разрабатывают и «спецхимию», а в 1952 году создали ужасный VX). Либо же британские следователи просто чего-то недоговаривают. Причем в первую очередь – своим же гражданам, жизнь которых реально оказалась под угрозой.
«Граждане не должны подбирать не принадлежащие им вещи. Мы пока не знаем, где еще подозреваемые могли оставить «Новичок», который они использовали на двери; не знаем, где Дон и Чарли взяли флакон, ставший причиной их отравления, и не знаем, тот ли это флакон, который использован при отравлении (Скрипалей. – В.Щ.)», – заявил 5 сентября с.г. глава контртеррористического подразделения Скотленд-Ярда Нейл Басу. Прямо хоть сиди дома и жди, пока спецслужбы найдут все бутыли с «Новичком» и т.п.
Принимая во внимание все вышесказанное, британские граждане как избиратели теперь имеют полное право на ближайших выборах дать понять руководству своей страны, что они «хайли-лайкли» не довольны его действиями по обеспечению их безопасности. Ну а как налогоплательщики они вполне могут спросить со своих спецслужб – почему те бездарно тратят выделенные им деньги. И тратят они их бездарно не «хайли-лайкли», а «чисто конкретно».
Может, им пора подучиться у своего национального литературного героя – Шерлока Холмса? Его они, кстати, могут поискать все на той же улице Яуниела, где в сериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» находился знаменитый дом с адресом: Бейкер-стрит, 221b. Что тут еще можно сказать? Вся наша жизнь – кино. Кино, срежиссированное политиками и спецслужбами.
комментарии(0)