Командир группы «морских котиков» руководит учебной операцией по эвакуации сбитого летчика. Фото Национального управления архивов и документации США
Есть в нашем лексиконе такое выражение – «черный день». Это когда кажется, что наступил полный «аллес капут» и жить дальше незачем. Раз в жизни он, наверное, бывает у каждого человека, у каждой страны, ну и так далее по списку.
К примеру, в Новой Англии, той, что в Северной Америке, «Черный день» (именно так, с большой буквы) наступил 19 мая 1780 года. Тогда над территорией, которая ныне входит в состав штатов Вермонт, Мэн, Нью-Гэмпшир, Массачусетс, Род-Айленд и Коннектикут, а также над районами соседней Канады небо днем вдруг потемнело – все застил дым от сильных лесных пожаров. Было так темно, что жителям, как указывали очевидцы того события, даже пришлось зажигать в полдень свечи. Возможно, многие подумали, что вот и наступил конец света...
Есть свой «черный день» и у американских «морских котиков» – бойцов элитных подразделений Командования специальных операций (КСО) ВМС США. Таковым считается 6 августа 2011 года, когда в Афганистане с помощью реактивного противотанкового гранатомета (РПГ) боевикам удалось сбить военно-транспортный вертолет CH-47D «Чинук» армейской авиации, спешивший на подмогу «рейнджерам» из 75-го полка спецназначения КСО СВ США. Последние, в свою очередь, попали в трудное положение во время проведения спецоперации в долине Танги, расположенной в провинции Вардак и являющейся ключом к столице страны Кабулу.
«Морской котик» в родной стихии. Фото Национального управления архивов и документации США |
В результате этой катастрофы фактически в одночасье погибли сразу 22 «оператора», как часто называют еще бойцов КСО ВМС, включая 17 «морских котиков», в том числе 15 – из «золотого» взвода группы разработки специальных операций (Naval Special Warfare Development Group – DEVGRU). Но погибли не только они.
Согласно информации, обнародованной пресс-службой Минобороны США, на борту сбитого 6 августа 2011 года вертолета находились 38 человек:
– 15 военнослужащих группы разработки специальных операций;
– два «морских котика» из подразделения, дислоцированного на Восточном побережье США (здесь базируется 2-я группа сил спецопераций КСО ВМС);
– пять бойцов из других подразделений Командования спецопераций ВМС США;
– три военнослужащих из состава 7-го батальона 158-го авиаполка и два – из состава 2-го батальона 135-го авиаполка СВ США;
– два военных медика и один передовой авианаводчик – специалист по управлению воздушным движением в зоне высадки десанта из состава 24-й специальной тактической эскадрильи КСО ВВС США;
– а также семь афганских спецназовцев и гражданский афганец-переводчик.
Выжить никому не удалось, в отличие от аналогичного случая, который произошел с таким же «Чинуком», да еще и с тем же позывным, Extortion 17, за полтора месяца до этого. Кстати, об этом случае американские военные особо не распространялись, в том числе, возможно, и по той причине, что вертолет, упавший в труднодоступном месте, пришлось просто-напросто разбомбить. А произошло тогда вот что.
25 июня 2011 года в провинции Кунар вертолет CH-47D «Чинук» с серийным номером 92-00306 был подбит в ночное время, причем тоже из РПГ. Однако в тот раз вертолетчики сумели посадить свою машину и спасли тем самым жизни всех 38 (опять роковое совпадение!) находившихся на ее борту американских и афганских военнослужащих.
В провинции Вардак такого чуда уже не случилось – все 38 человек, находившихся на борту вертолета, погибли. Впрочем, среди погибших в катастрофе 6 августа был вообще-то и еще один спецназовец, о котором часто просто забывают: это служебная собака по кличке Барт, приписанная к Командованию спецопераций ВМС США и погибшая вместе со своим двуногим боевым товарищем – старшиной-кинологом.
У служебных собак тоже есть свои герои, которыми они, скорее всего, по-своему гордятся. На фото – у памятника 25 служебным собакам Корпуса морской пехоты США, погибшим на Гуаме в 1944 году. Фото с сайта www.navy.mil |
Для того чтобы понять всю тяжесть понесенной американцами в тот трагичный августовский день (оказывается, не только у нас август ассоциируется со всевозможными неприятностями и трагедиями) потери, следует пояснить: если «морские котики» – это элита спецназа Военно-морских сил США, то группа разработки специальных операций – это элита из элит.
Подразделение это было создано на базе знаменитого контртеррористического 6-го отряда спецназначения (SEAL Team 6) Командования спецопераций ВМС США и до сих пор часто фигурирует в американской и другой зарубежной прессе именно под этим названием. В задачи группы входят: совершенствование тактических приемов и способов контртеррористических и иных специальных операций на различных театрах военных действий; испытание новых образцов специального оружия, снаряжения и технических средств, создаваемых для КСО ВМС, и др.
Спектр боевых задач, которые решают бойцы этой группы, столь широк и, что самое главное, настолько важен для нацбезопасности Америки, что информация по подразделению полностью засекречена. Причем, хоть организационно группа и входит в состав КСО ВМС, но решение на ее боевое применение принимается в более высокой инстанции – в Межвидовом командовании спецопераций, которое является на сегодня главным оперативным управлением объединенного КСО ВС США. Одним из создателей данного межвидового командования, кстати, был хорошо известный в спецназовских кругах полковник Чарльз Беквит – создатель «Дельты».
Вот почему потеря фактически одномоментно сразу 22 спецназовцев (включая, кстати, и старшего офицера – лейтенант-коммандера, что в российской табели о рангах в целом соответствует воинскому званию капитан 3 ранга), большая часть из которых принадлежала к упомянутому уникальному формированию, стала тяжелым ударом не только для Командования спецопераций ВМС США, но и, пожалуй, для всего объединенного Командования в целом.
«Это, конечно, небольшая часть тех общих потерь, которые понесла (антитеррористическая) коалиция, но она нанесла очень серьезный урон боевому потенциалу. Ведь 6-й отряд специального назначения, как и «Дельта», и британская SBS (британский военно-морской спецназ. – В.Щ.), и различные контингенты SAS (Австралия и Новая Зеландия отправили в Афганистан своих спецназовцев наряду с Великобританией) являются самыми хорошо подготовленными и имеющими богатый опыт рейдовых операций силами», – указывал в своей заметке «Impact on special forces of Navy Seals helicopter loss» британский журналист Марк Урбан, редактор программы Newsnight на ВВС Two и автор дюжины книг по военной истории и истории спецслужб, включая и наделавшую совсем недавно шума книгу о бывшем полковнике ГРУ Сергее Скрипале «The Skripal Files: The Life and Near Death of a Russian Spy».
Глава Командования спецопераций ВМС США контр-адмирал Шон Пибус (справа) и мастер чиф-петти-офицер Командования, «морской котик» Стивен Линк у памятника погибшим 6 августа в годовщину трагедии. Фото со страницы ВМС США в Flickr |
Два года назад, в сентябре 2017-го, в вашингтонском издательстве Smithsonian Books вышла книга «The Final Mission of Extortion 17: Special Ops, Helicopter Support, SEAL Team Six, and the Deadliest Day of the U.S. War in Afghanistan», в которой ее автор, Эд Дэрак – специализирующийся на военной тематике писатель и фотограф, подробно рассказал не только саму трагичную историю сбитого вертолета, но и пролил свет на ту достаточно уникальную операцию, которую американские военные провели вслед за этим.
Дело в том, что в то время как на земле еще догорали обломки рухнувшего «Чинука», американская разведка уже приступила к поиску тех, кто сбил вертолет. Ситуацию облегчало то, что в рамках спецоперации, начавшейся ночью 5 августа, было задействовано несколько самолетов специального назначения, которые барражировали в небе над долиной Танги. Здесь были такие известные машины, как EC-130 «Коммандо Соло», RC-12 «Гардрейл» и MC-12 «Либерти». Вот их-то аппаратура вскоре и смогла засечь разговор, который вел по рации один из тех боевиков, кто участвовал в уничтожении «Чинука».
С помощью специальной аппаратуры за боевиком-болтуном установили постоянное наблюдение, а после того, как он еще и стал названивать своему начальнику по обычному сотовому телефону, американский «Большой брат», который, как известно по голливудским блокбастерам и откровениям Эдварда Сноудена, следит за всеми нами, быстро выяснил, кто же конкретно скрывается за маской доселе анонимного моджахеда. Заодно установили и всех членов его боевой группы.
Затем на самом верху было принято решение – уничтожить этого боевика, которому в ЦРУ, взявшем на себя руководство проведением операции возмездия, присвоили кодовое имя «Цель Джиноза» (Objective Ginosa; так же, что интересно, называется и коммуна в итальянском регионе Апулия). Причем этой «цели», как пишет Эд Дэрак, был присвоен уникальный ранг – Joint Priorities Effects List level 1 (JPEL-1), то есть, проще говоря, самая важная цель на планете! После этого жить боевику, сбившему вертолет, и его соратникам оставалось недолго, а точнее – всего два дня.
8 августа, после установления места нахождения «Цели Джиноза», за ней и еще пятью боевиками начала охоту группа в составе двух истребителей F-16, каждый из которых нес по четыре 500-фунтовые управляемые авиабомбы GBU-54 JDAM с лазерным наведением; одной «летающей канонерки» – ганшипа АС-130, забитого под завязку 105-мм и 30-мм снарядами, а также двух ударных вертолетов АН-64 «Апач», экипажи которых также загрузились боеприпасами, что называется, по полной программе.
Обеспечением разведданными занимались как минимум один самолет радиотехнической разведки RC-12 «Гардрейл» и беспилотник «Предейтор». Наготове находились и два «Чинука», на тот случай, если надо будет доставлять на базу пленных. Впрочем, «Чинуки» не понадобились: пленных никто брать не собирался.
Их и не было…
Еще через два дня, 10 августа, командующий ВС США в Афганистане генерал морской пехоты Джон Аллен, который сегодня, кстати, возглавляет Брукингский институт, официально заявил о том, что те, кто участвовал в уничтожении вертолета 6 августа, были убиты в ходе спецоперации.
«Джиноза сделал две ошибки: он сбил «Extortion 17», а затем взял свою рацию и похвастался этим», – приводит Эд Дэрак слова лейтенанта Джона Эджмона из экипажа одного из «Апачей», участвовавших в операции возмездия. И хотя понятно, что это не вернуло к жизни тех, кто погиб 6 августа на злосчастном «Чинуке», но неотвратимость наказания врага за такие акции никем не подвергается сомнению. Достаточно вспомнить, что произошло с теми террористами, кто убил в Сирии российского летчика майора Романа Филипова.
комментарии(0)