Фото с сайта nato.int
В современной войне, особенно в многодоменной, пожалуй, едва ли не главное значение приобретает борьба в электромагнитном спектре. Предпринимаемые в ходе нее противными сторонами действия хоть и не видны человеческому глазу, но зато самым непосредственным образом отражаются на боевой готовности сил и эффективности их применения по предназначению.
Лишившись способности передавать и принимать различную информацию, а также использовать радиолокационные станции и выдавать данные целеуказания на свои средства поражения, армия и флот в итоге оказываются не только слепыми, глухими и немыми, но еще и безрукими. А таким в любой войне уготована роль лузера.
Вот почему радиоэлектронная борьба уже многие годы является неотъемлемой и, пожалуй, одной из важнейших составных частей вооруженного противостояния на любом уровне и на любом из классических театров войны – сухопутном, морском и воздушно-космическом. О киберпространстве здесь, как представляется, и говорить не стоит: сюда без умения вести такую борьбу и вовсе лезть не следует.
В этой связи стоит напомнить, что именно российские военные первыми использовали технологии радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в бою. Произошло это 2 апреля (15 апреля – по новому стилю) 1904 года в ходе Русско-японской войны 1904-1905 годов.
«Перекидная» стрельба сорвана
В тот день два японских броненосных крейсера получили очередное боевое задание – осуществить «перекидную стрельбу» по фортам и внутреннему рейду русской крепости Порт-Артур.
«Перекидная стрельба» осуществлялась по целям, находящимся вне прямой видимости ведущих огонь кораблей (например, за горами или холмами). При ведении такой стрельбы использовались крутые траектории полета снарядов, а потому необходимым условием в этом случае являлась своевременная корректировка огня с других кораблей или береговых постов. Этим недостатком и решили воспользоваться в своих целях русские моряки.
Временно исполнявший тогда обязанности командующего флотом Тихого океана контр-адмирал князь Павел Петрович Ухтомский сообщал в донесении: «В 9 ч 11 мин утра неприятельские броненосные крейсеры «Ниссин» и «Касуга», маневрируя на зюйд-зюйд-вест от маяка Ляотешань, начали перекидную стрельбу по фортам и внутреннему рейду. С самого начала стрельбы два неприятельских крейсера, выбрав позиции против прохода Ляотешаньского мыса, вне выстрелов крепости, начали телеграфировать, почему немедленно же броненосец «Победа» и станция Золотой горы начали перебивать большой искрой неприятельские телеграммы, полагая, что эти крейсеры сообщают стреляющим броненосцам об их попадании снарядов. Неприятелем выпущено более 60 снарядов большого калибра. Попаданий в суда не было».
Действия русских моряков по достоинству оценило и японское командование. Так, в отечественной исторической литературе приводятся следующие слова неназванного японского офицера: «Так как сношение по беспроволочному телеграфу с нашими наблюдающими судами прерывалось неприятелем, находившейся на зюйд-остовом от входа берегу наблюдательной станцией, то трудно было корректировать стрельбу и снаряды попадали недостаточно метко».
С того дня радиоэлектронная борьба начала свое триумфальное шествие, а день 15 апреля приказом министра обороны Российской Федерации за №183 от 3 мая 1999 года был установлен в качестве профессионального праздника специалистов РЭБ:
«15 апреля 1904 г. в ходе Русско-японской войны впервые были применены средства радиоэлектронной борьбы. При обороне Порт-Артура были подавлены радиопередачи японских кораблей – корректировщиков огня. Это положило начало становлению и развитию радиоэлектронной борьбы как вида обеспечения боевых действий Вооруженных сил.
Приказываю: учредить в Вооруженных силах Российской Федерации День специалиста радиоэлектронной борьбы, который отмечать ежегодно 15 апреля.
Министр обороны Российской Федерации Маршал Российской Федерации И. Сергеев».
В дело вступает «НЭМО»
Впрочем, для того, чтобы грамотно применять свои силы и средства РЭБ, а также с целью отработки навыков по защите от последствий применения таковых противником, необходимо регулярно проводить соответствующие специализированные учения. Одно из подобного рода мероприятий в эти дни проходит у южного побережья Великобритании, где военнослужащие военно-морских сил (ВМС) тринадцати стран-членов НАТО отрабатывают действия по отражению ударов противника с применением современных высокоточных средств поражения авиационного и морского базирования.
Данное учение получило кодовое наименование «НЭМО» (NEMO) – сокращение от «Нэйвал Электро-Магнетик Оперэйшнс» (Naval Electro Magnetic Operations), что можно перевести с английского как «военно-морские электромагнитные операции», и является одним из наиболее приоритетных элементов боевой подготовки Североатлантического альянса. Особенно в свете возродившегося, как считают на Западе, противостояния великих держав, то есть фактически начала новой холодной войны, но уже не только с Россией, а еще и с Китаем.
«В ходе шестидневного учения будет осуществлена проверка того, насколько союзные военно-морские силы способны обезопасить себя от ударов с применением противокорабельных и гиперзвуковых ракет, используя для этого современные радиоэлектронные средства защиты», – подчеркивается в сообщении, размещенном на сайте НАТО.
В рамках данного учения военные моряки альянса отработают действия по применению различных «глушилок» и других средств постановки помех (включая инфракрасные ловушки и т.п.), с помощью которых они надеются научиться «сбивать с толку» атакующие их корабли ракеты, в том числе и гиперзвуковые. Одновременно будут отрабатываться и действия экипажей боевых кораблей в условиях, когда связь и управление невозможны по причине активного применения уже вражеских средств РЭБ.
«Это крупнейшее военно-морское учение НАТО по отработке действий в ходе радиоэлектронной войны и превосходная возможность показать, как союзники разрабатывают новейшие технологии защиты от новых вызовов в сфере безопасности», – подчеркнула официальный представитель НАТО Оана Лунгеску.
Остается добавить, что в учении, которое продлится до 5 ноября 2019 года, принимают участие боевые корабли и самолеты Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Турции, Соединенных Штатов и Франции. В общей сложности в нем задействовано около 1500 человек личного состава, шесть боевых кораблей и восемь боевых самолетов.
Результаты учения натовские стратеги, конечно, тщательно изучат, но вряд ли достоянием общественности станет информация о том, научились ли моряки альянса отражать массированный удар гиперзвуковых ракет (читай – российских «Цирконов»), либо же все их мощные боевые корабли оказались в итоге потоплены. Пока условно, разумеется. Но это только пока.
комментарии(0)