0
6272
Газета Воины и Армии Интернет-версия

09.03.2020 17:54:00

Гонка вооружений ускорилась до гиперзвука

Американские военные намерены обеспечить победу над Китаем и Россией за счет технологического превосходства

Тэги: вооружения, гиперзвуковое оружие, сша


вооружения, гиперзвуковое оружие, сша В роли носителя гиперзвуковых ракет AGM-183 ARRW определены стратегические бомбардировщики В-52. Иллюстрация © Lockheed Martin

Гиперзвуковое оружие. Еще несколько лет назад эта тема была уделом узкого круга специалистов, а сегодня она уже не сходит со страниц газет и журналов и обсуждается на телевидении столь же активно, сколько и последние новости с фронта борьбы с новым коронавирусом. Более того, именно боевой гиперзвук стал одним из направлений очередной революции в военном деле.

Причем на роль одного из наиболее активных игроков здесь выходят Соединенные Штаты, которые еще недавно, казалось, решили полностью отказаться от работ в этой области как малоперспективных с точки зрения достижения в обозримом будущем конкретных результатов и создания конечного образца боеготового оружия. Причина такой смены ориентиров вполне ясна: аналогичные системы оружия уже появились на вооружении главных соперников Америки – Китая и России.

«Гиперзвуковые вооружения предоставляют возможность наносить удары по критичным по времени и очень важным целям. Они бросают вызов неприятельским системам обнаружения и перехвата и дополняют возможности существующих крылатых и баллистических ракет», – подчеркнул председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал Марк Милли на проходивших 4 марта с.г. в сенатском Комитете по делам ВС слушаниях, посвященных вопросам оборонного бюджета Америки на 2021 финансовый год (ф.г.).

В итоге если еще 5–10 лет назад программы по созданию гиперзвуковых боевых средств закрывались Пентагоном и Конгрессом одна за другой, то начиная с 2019 ф.г. расходы по этой теме уверенно поползли в гору. При этом если в 2020 ф.г. американские военные получили на эти цели 2,6 млрд долл., то в бюджетном запросе на 2021 ф.г. прописаны уже 3,2 млрд, а на период 2021–2025 финансовых годов только по линии армии, флота и авиации будет потрачено около 9,2 млрд долл.

«Першинги» нового тысячелетия

Самое парадоксальное, что в результате последовательного провала целого ряда программ создания гиперзвуковых боевых средств, осуществлявшихся в интересах Военно-воздушных сил США, лидером в данной области совершенно неожиданно для многих стали Сухопутные войска. Именно армейская программа создания гиперзвукового планирующего боевого блока AHW (Advanced Hypersonic Weapon, в переводе с английского – «Перспективное гиперзвуковое оружие»), реализация которой шла совместно с рядом заинтересованных сторон, включая Агентство перспективных исследований и разработок Минобороны США (Defense Advanced Research Projects Agency – DARPA) и Сандийские национальные лаборатории, стала той палочкой-выручалочкой, на которой было решено сосредоточить все основные силы и ресурсы с целью скорейшего оснащения гиперзвуковым оружием армии, флота и авиации.

Причем изначально проект AHW считался дублером программы создания боевой гиперзвуковой авиационно-космической системы FALCON (Force Application and Launch from CONtinental United States), работы по которой вели ВВС и DARPA. Ее основу должен был составить планирующий гиперзвуковой летательный аппарат-носитель высокоточных авиационных средств поражения, которые он должен был оперативно доставлять на межконтинентальную дальность. Время на приведение системы в боеготовое состояние – 24 часа, время пуска из режима боевого дежурства – не более 2 часов после приказа, время достижения аппаратом-носителем назначенной цели в любой точке земного шара – не более 1 часа. Получался некий аналог американского космоплана Х-20 Dyna-Soar 1950–1960-х годов, но в беспилотном ударном варианте.

Программа была начата в 2003 году, но только в 2010–2011 годы были проведены наконец два летных испытания. Оба закончились потерей гиперзвуковых летательных аппаратов-демонстраторов типа HTV-2 на девятой минуте полета, а в июле 2013 года агентство DARPA объявило о решении не проводить третье летное испытание, поскольку якобы в ходе первых двух было собрано достаточное количество необходимых данных. Два других типа демонстратора – HTV-1 и HTV-3X – доведены в разработке и постройке до конца, несмотря на ряд неразрешимых проблем, с которыми столкнулся разработчик. Итог – расходы на пару миллиардов долл. и почти нулевой «выхлоп».

Концептуально боевой блок AHW, разработку которого вели Сандийские национальные лаборатории, схож с HTV-2, но имеет коническую форму и использует в качестве средства вывода гиперзвукового боевого блока в точку его пуска ракету-носитель с меньшей дальностью полета. Последнее потребует обеспечения «передового базирования» – либо на суше, либо на море, но зато, по мнению американских военных, придаст системе большую эффективность, повысив оперативность ее применения.

Впервые Конгресс профинансировал программу AHW в 2006 ф.г. (1,5 млн долл.), после чего средства выделялись регулярно, да еще и по нарастающей – на период 2017–2021 ф. гг. было запрошено более 1 млрд долл. Первый пуск состоялся 17 ноября 2011 года и был признан успешным, второй не удался из-за сбоя в работе ракеты-носителя, но в 2017 году испытание вновь прошло как по маслу.

В настоящее время работы по гиперзвуковой тематике в СВ США ведутся в рамках программы Long-Range Hypersonic Weapon (LRHW), что можно перевести с английского как «Гиперзвуковое оружие большой дальности». В качестве боевой части, судя по всему, будет использован унифицированный гиперзвуковой планирующий боевой блок, который создается на базе AHW (его также получит аналогичная система оружия ВМС США).

В состав системы оружия LRHW входят: размещаемая в транспортно-пусковом контейнере универсальная твердотопливная баллистическая ракета средней дальности AUR (All-Up-Round) с унифицированным гиперзвуковым планирующим боевым блоком Common-Hypersonic Glide Body (C-HGB) Block 1 (причем в документах СВ указано, что в ракете используется разгонная ступень диаметром 34,5 дюйма, создаваемая под эгидой ВМС); двухракетная мобильная пусковая установка на колесном шасси, которая включает модифицированный полуприцеп М870, применяемый в системе «Пэтриот», и тягач M983A4 с колесной формулой 8х8; система управления огнем ракетных войск и артиллерии AFATDS Mod 7.0. Каждая батарея будет включать четыре пусковые установки и одну машину управления огнем. Батареи будут сводиться в дивизионы.

В рамках 2020 ф.г. СВ США получили на эту программу 404 млн долл., на 2021 ф.г. запрошены 801,4 млн долл., а в рамках пятилетнего плана, в 2021–2025 ф. гг., планируется потратить почти 3,3 млрд. 29 августа 2019 года компания Lockheed Martin получила контракт стоимостью 347 млн долл. на разработку и постройку опытного образца новой системы оружия. В программе участвуют Управление гиперзвуковых проектов СВ, входящее в Управление ускоренного развития и критических технологий СВ США, и компании Dynetics Technical Solutions (она получила контракт стоимостью 352 млн долл. на сборку первого серийного комплекта C-HGB), Integration Innovation Inc., Verity Integrated Systems, Martinez & Turek и Penta Research. В 2021–2023 ф. гг. пройдут летные испытания, а в 2023 ф.г. на опытно-боевое дежурство поставят первую батарею.

Дальность стрельбы LRHW составит 1400 миль (ок. 2253 км), что, как указано в бюджетных документах СВ, «обеспечит Армию прототипом стратегического ударного оружия, способного свести на нет возможности (противника) по созданию зон ограничения доступа и воспрещения маневра, обеспечить подавление вражеских огневых систем большой дальности и поражение других важных и критичных по времени целей». По большому счету новые ракеты должны стать чем-то вроде современных аналогов «Першингов», которыми некогда обладала американская армия. Возможно, что со временем в дополнение к обычной у них появится еще и ядерная боевая часть.

Гиперзвуковой «скальпель» для «Вирджинии»

Американский флот тоже давно присматривался к гиперзвуковому «чудо-оружию». Создавать его планировалось в рамках концепции Быстрого глобального удара. Она была введена в действие в начале 2000-х годов, а в 2003 году прошла «ребрендинг» и стала именоваться Неядерный быстрый глобальный удар (НБГУ; в оригинале – Conventional Prompt Strike, или CPS). Именно гиперзвуковые боевые средства и должны были обеспечить решение поставленной в рамках НБГУ грандиозной задачи – обеспечивать поражение в течение всего одного часа после получения приказа любой «слабо- или среднезащищенной цели», в том числе и мобильной, которая может находиться в любом районе планеты (в зоне досягаемости самого средства поражения, безусловно).

Приоритетным вариантом считалось оснащение гиперзвуковым планирующим боевым блоком межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Трайдент II», которая сегодня стоит на вооружении стратегических подводных ракетоносцев типа «Огайо», а в перспективе поступит на борт нового «бумера» типа «Колумбия». Изначально моряки пытались создать свою собственную боевую часть, но в итоге в дело пошел проект армейских генералов. Причем, что интересно, в меморандуме Пентагона от 2018 года указано: именно флоту определена ведущая роль в программе создания нового гиперзвукового планирующего боевого блока.

Впрочем, поскольку поступление «Колумбии» на флот ожидается не ранее 2031 года, а противостоять «агрессивным действиям» Китая и России предстоит уже сейчас, то перед адмиралами встал вопрос о том, как с наименьшими затратами ускорить принятие на вооружение новой системы гиперзвукового оружия. Выход нашли достаточно быстро.

Дело в том, что 2 декабря 2019 года Командование морских систем ВМС США выдало компании General Dynamics Electric Boat контракт на постройку девяти многоцелевых атомных подлодок типа «Вирджиния», плюс одна субмарина прописана в опционе. Их будут осуществлять General Dynamics Electric Boat, которая определена главным подрядчиком по проекту, и компания Newport News Shipbuilding, которая является производственным подразделением Huntington Ingalls Industries и определена главным субподрядчиком по контракту. Все работы должны быть завершены к августу 2029 года, а при реализации опциона – к февралю 2030 года.

А при чем же тут гиперзвук, спросите вы? А при том что главной отличительной особенностью новых «Вирджиний», которые будут строиться по модифицированному проекту Block V (пятая производственная серия), станет наличие дополнительного универсального модуля полезной нагрузки длиной около 25,6 м. Он получил обозначение Virginia Payload Module (VPM), что можно перевести с английского как «модуль полезной нагрузки для подводных лодок типа «Вирджиния» (модуль VPM не получит лишь головная субмарина с тактическим номером SSN-802).

«Субмарины типа «Вирджиния» Block V и модуль Virginia Payload Module – это резкий скачок в боевом потенциале подводных лодок», – подчеркивает руководитель программ в области подводного кораблестроения ВМС контр-адмирал Дэвид Гоггинс. При такой оценке совершенно неудивительно, что командование ВМС США, не дожидаясь появления в строю стратегических ракетоносцев типа «Колумбия», решило использовать в роли носителя гиперзвуковых ракет модернизированные подлодки типа «Вирджиния», оснащаемые модулем VPM. Именно они и получат первыми новую систему вооружения – баллистическую ракету средней дальности с неядерным гиперзвуковым боевым блоком, которая создается в рамках НБГУ (ракета, судя по всему, будет в значительной мере унифицирована с армейской ракетой AUR).

Причем слово «неядерный» в концепции пока что является ключевым, однако в действительности, конечно, никто клятвенно не обещает, что в перспективе оно просто не выпадет из указанного названия, чтобы обеспечить, к примеру, поражение важных государственных, военных или промышленных объектов или же сильно защищенных и глубоко заглубленных в землю целей. Со всеми вытекающими последствиями.

В бюджетном запросе на 2021 ф.г. в документах Министерства ВМС по статье НБГУ запрошено чуть более 1 млрд долл., в 2020 ф.г. на нее выделено 512,2 млн долл., а за 2021–2025 финансовые годы намечается потратить 5,3 млрд. Причем программа НБГУ – многовидовая, а потому расходы по ней фактически идут не только по флотской части.

«Система вооружения, создаваемая для ВМС в рамках программы НБГУ, или основные элементы этой системы вооружения будут развернуты на носителях разного типа. Программа НБГУ – это многовидовая программа, в рамках которой предусмотрен обмен проектными решениями и данными. Военно-морские силы и Сухопутные войска сотрудничают по вопросам разработки и производства унифицированного гиперзвукового планирующего боевого блока (C-HGB)», – указывается в томе 2 бюджетного запроса на 2021 ф.г., посвященного финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по линии ВМС США.

При этом в пояснительной записке к бюджетному запросу на 2021 ф.г. в разделе «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – Вооружения» указано: «Программа НБГУ, реализуемая в рамках Военно-морских сил, предусматривает разработку ракеты, состоящей из унифицированного гиперзвукового планирующего боевого блока и 34,5-дюймового двухступенчатого ускорителя. Планами программы предусмотрено достижение состояния начальной оперативной готовности в 2028 финансовом году, когда данная ракета будет принята на вооружение субмарин типа «Вирджиния», оснащенных модулем Virginia Payload Module».

«Кинжал» по-американски

Примечательно, что в хвосте развернувшейся в США гонки гиперзвуковых вооружений сегодня оказались именно те, кто многие десятилетия назад стал пионером в области разработки гиперзвуковых летательных аппаратов (причем пионером не только в своей стране, но и в мире в целом). Речь, как можно понять, идет о ВВС США, командование которых одну за другой закрыло целый ряд программ создания гиперзвукового оружия. Совсем недавно настала очередь и Hypersonic Conventional Strike Weapon (HCSW), на которую возлагали большие надежды. Планировалось, что в данном случае будет использован общий для всех унифицированный гиперзвуковой боевой блок, но в итоге, как видим, унификации не получилось – летчики пошли своим путем.

Смешно сказать, но в «чисто авиационной» сфере летчиков в конечном итоге обошли, как было показано выше, даже не моряки, всегда стоявшие на острие научно-технического прогресса, а обыкновенные армейские генералы. Пехота обогнала авиаторов – генерал Генри «Хэп» Арнольд, все силы положивший на то, чтобы сделать американские ВВС самостоятельным видом ВС США, будь жив сейчас, отправил бы все нынешнее командование ВВС в штрафбат. Или в тюрьму – за саботаж, преднамеренный или случайный, в таком важном деле, как создание боевых систем с гиперзвуковыми средствами поражения большой дальности.

Сегодня в разработке у ВВС США находится только одна программа в области боевого гиперзвука – AGM-183 Air-Launched Rapid Response Weapon или ARRW. Последнее произносится как «Эрроу», то есть «Стрела» в переводе с английского, а полное название переводится как «Система вооружения быстрого реагирования воздушного базирования». Длинно и непонятно, но, по сути, это… аналог российского «Кинжала»! Но если последний запускается с истребителя-перехватчика, то носителем американских ракет станут бомбардировщики В-52: каждый сможет нести, судя по всему, не менее четырех штук. Хотя в носители прочат также и истребитель F-15.

В качестве боевой части в AGM-183 планируется использовать гиперзвуковой планирующий боевой блок, в котором будут реализованы наработки DARPA (в частности, речь идет о проекте Tactical Boost Glide – «Тактический планирующий боевой блок», который реализуется DARPA при участии ВВС). Такой боевой блок должен будет совершать полет на скорости до М=20 на дальность около 575 миль (ок. 925,4 км).

Первый полет В-52 с макетом ракеты выполнен в июне 2019 года, а в течение 2022 ф.г. планируется завершить программу летных испытаний. В рамках 2020 ф.г. летчики получили на программу 286 млн долл., на 2021 ф.г. запрошено 382 млн долл., а в течение пяти лет намечено выделить на нее 581 млн долл. Причем, что интересно, после 2022 ф.г. финансирование пока не запрашивается. Разработчик ARRW – компания Lockheed Martin, получившая в 2017 году контракт стоимостью 780 млн долл. 27 февраля с.г. было объявлено о том, что данная программа успешно прошла этап критической оценки проекта. Это позволяет заказчику надеяться, что состояния начальной оперативной готовности ARRW достигнет к 2022 ф.г.

Передовые инструменты

Активно ведутся работы по гиперзвуку и в агентстве DARPA. Таким образом, уже даже невооруженным глазом видно: Вашингтон решительно настроен на совершение резкого рывка в сфере боевого гиперзвука. И хотя Майк Уайт, помощник руководителя программ создания гиперзвуковых вооружений в управлении замминистра обороны США по НИОКР, недавно отметил, что Пентагон пока еще не принял окончательного решения в отношении вопроса о принятии на вооружение тех или иных систем гиперзвукового оружия, а только работает над созданием их прототипов с целью проведения оценки боевого потенциала таких систем и возможностей по их применению в тех или иных сценариях, мы должны четко понимать следующее.

Активность, которую развернули в данной области в последние годы американские военные и промышленники, и те средства, которые пошли на подобного рода программы, позволяют однозначно говорить о том, что в обозримой перспективе защитники Америки скорее всего все же получат минимум одну или две работоспособные системы гиперзвукового оружия. Помешать этому могут только чрезвычайные обстоятельства либо же появление нового «чудо-оружия», которое нивелирует преимущества гиперзвуковых ракет. Но пока такого на горизонте не просматривается. В итоге именно боевой гиперзвук выбран Пентагоном на роль одного из тех «передовых инструментов реализации возможностей», которые должны обеспечить ему победу в новом глобальном противостоянии с великими державами.

«Гиперзвук – один из наивысших приоритетов для нас с точки зрения развития боевого потенциала (войск) и возможностей по огневому поражению, – особо отметил министр обороны США Марк Эспер на упомянутых слушаниях 4 марта с.г. – Я уверен, что в течение следующих нескольких лет мы начнем поставлять гиперзвуковые системы вооружений в войска, поскольку командующие во всех регионах, и, в частности, в Индо-Тихоокеанском регионе, очень нуждаются в них». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Может ли Турция опять принять российско-украинские переговоры

Может ли Турция опять принять российско-украинские переговоры

Энгин Озер

В прекращении конфликта политически заинтересованы и Трамп, и Эрдоган

0
454
Запад скоро присвоит традиционные ценности

Запад скоро присвоит традиционные ценности

Как России вести себя с консервативной администрацией Трампа

0
1615
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
3217
В Белый дом собрались "флоридские" и "криптоцарь"

В Белый дом собрались "флоридские" и "криптоцарь"

Геннадий Петров

Трамп укомплектовывает команду своим окружением и людьми из крупного бизнеса

0
2188

Другие новости