Кадр из видео
Американские подводники устремились под лед Арктики еще в середине прошлого века: сразу после окончания Второй мировой войны субмарины ВМС США стали одна за другой совершать подледные плавания, продолжительность и сложность которых постоянно нарастали. Хотя на самом деле все началось намного раньше.
Дело в том, что еще летом 1931 года к Северному полюсу пыталась прорваться подлодка «Наутилус» – такое название один из организаторов экспедиции, австралийский исследователь и путешественник сэр Джордж Хьюберт Уилкинс, присвоил субмарине «О-12», выведенной незадолго до этого из боевого состава ВМС США. Конечно, экспедиция не была «чисто» американской, в состав экипажа подлодки вошли 25 добровольцев из нескольких стран, но командование американского флота следило за этим мероприятием с большим вниманием. Многие уже тогда понимали, что не за горами тот день, когда американскому флоту в Арктику надо будет идти всерьез и надолго.
Впрочем, первый блин, как всегда, оказался комом – экспедиция 1931 года потерпела неудачу. Зато нам осталась на память книга сэра Уилкинса Under the North Pole, в которой тот подробно описал план своего будущего похода, а уже после Второй мировой войны он по просьбе командования ВМС США подготовил доклад о походе 1931 года и изложил свои предложения по вопросу достижения Северного полюса под водой. Кстати, сэр Уилкинс на полюс все же попал: американская атомная подлодка «Скейт» доставила урну с его прахом (скончался знаменитый исследователь 30 ноября 1958 года) к Северному полюсу и оставила ее там 17 марта 1959 года (забегая вперед, отметим, что именно «Скейт» первой среди американских подлодок совершила всплытие на полюсе).
Позже другой «Наутилус», уже с атомным «сердцем», первым в мировой истории совершил поход подо льдами к Северному полюсу. Правда, с наскоку достичь «макушки планеты» американцам не удалось: попытки сделать это в сентябре 1957 года со стороны Гренландского моря и в июне 1958 года со стороны Берингова пролива завершились фиаско (позже американцы даже стали утверждать, что в 1957 году им точно полюс был не нужен – ага, как же). Не помогла даже установленная в апреле 1958 года на подлодку первая в американском флоте инерциальная навигационная система N6A от компании North American Aviation. Но в августе 1958 года ВМС США ждал успех.
РЕВАНШ ЗА «СПУТНИК»
Впрочем, поход в Арктику и, тем более, бросок под водой к Северному полюсу осуществлялись американскими моряками отнюдь не из праздного любопытства, не для погони за рекордами и даже не в целях проверки работоспособности систем родоначальника нового семейства подводных кораблей – атомных подводных лодок.
Безусловно, все это в той или иной мере имело место. К примеру, командовавший тогда «Наутилусом» коммандер Уильям Андерсон, впоследствии – кэптен (соответствует званию капитан 1 ранга) и конгрессмен от штата Теннеси, вспоминал позже в своих мемуарах The Ice Diaries (подготовлены в соавторстве с Доном Кейтом, вышли в 2008 году, уже после смерти У. Андерсона), что когда он убеждал адмирала Хаймана Риковера, во многом, именно благодаря кипучей деятельности которого у американского флота и появился на свет первый подводный атомоход, дать «добро» на арктический вояж, то привел следующие аргументы: «Этот поход является не неким трюком или бравадой, это – настоящее испытание. Мы намерены выполнить лишь непродолжительное, обусловленное идущей холодной войной, плавание в район, который советское командование рассматривает в качестве своего заднего двора. У нас есть веские основания зайти в этот район».
«Затем я объяснил ему, что с появлением вооруженных ракетами подводных лодок, что ожидалось уже в ближайшее время, важным было собрать как можно более подробную информацию об Арктике, – вспоминает Андерсон. – К тому же, «Наутилус» был первой «настоящей» подводной лодкой, а это требовало обязательной его проверки на способность действовать подо льдами».
Однако для высшего военно-политического руководства США, а точнее – для президента Дуайта Эйзенхауэра, пожалуй, главной причиной похода к полюсу стало все же жгучее желание «дать достойный ответ Советам», которые недавно стремительно вырвались вперед в космической гонке, в буквальном смысле вырвав из рук зазевавшихся американцев флаг лидера. Хозяину Белого дома срочно требовался «реванш за запущенный Советами «Спутник».
«Каждый оборот русского «Спутника» вокруг планеты делал президента Эйзенхауэра все более нервным и беспокойным, – отмечали впоследствии американские военно-морские историки. – Стало ясно, что мы заняли второе место в космической гонке. И президент Эйзенхауэр нашел выход из положения».
Решение было простым: поскольку «дать ответ» в настоящем космосе у Вашингтона тогда все никак не получалось, то взять «золото» было решено в другом космосе – подводном. Так что когда президент Эйзенхауэр получил от коммандера Андерсона короткую радиограмму «Nautilus 90 North» (можно перевести как «Наутилус» в точке 90 градусов северной широты» или «Наутилус» на Северном полюсе»), его радости, судя по всему, не было предела: Америка наконец-то взяла реванш у Москвы.
В эту же канву «космического» противостояния укладывается и последовавшее в январе 1960 года погружение батискафа «Триест» в Марианскую впадину: на борту последнего находился не только исследователь Жак Пикар, но и лейтенант американского флота Дон Уолш, дослужившийся позже до воинского звания кэптен и ставший одним из всемирно известных специалистов в области исследований океана. Полет Юрия Гагарина, а равно и многочисленные полеты советских межпланетных станций, были еще впереди, а потому в Вашингтоне действительно думали, что они таки «дожали Советы».
Однако «полюсный» рекорд американцев особо долго не продержался – советские подводники, привычные к походам во льдах, быстро наверстали упущенное. Кстати, мало кто, наверное, помнит, но сама мысль о покорении полюса подо льдом принадлежит нашим соотечественникам – первым ее выдвинул талантливый русский ученый Дмитрий Менделеев, приложивший немало сил на исследование Арктики. Он даже «набросал» схему такого подводного судна и разработал достаточно подробный план 10-суточного перехода по маршруту Баренцево море – Северный полюс – Берингов пролив.
Впрочем, в Арктике после установления между Вашингтоном и Москвой подледно-полюсного статус-кво спокойней не стало, напротив, постепенно этот регион превратился в одну из самых жарких точек холодной войны, которую вели в ХХ веке США и СССР. Сегодня, когда холодная война фактически возобновилась, активизировали свои действия во льдах и подо льдами и американские ВМС. В частности, более серьезное внимание командование последних стало уделять учениям серии ICEX (Ice Exercise, в буквальном переводе с английского «Ледовое учение» или «Учение во льдах»).
«ЛЕДОВЫЕ УЧЕНИЯ»
Учения ICEX проводятся ВМС США на регулярной основе уже многие годы, официально считается, что первый раз они прошли в 1958 году. В последнее время ICEX проводятся регулярно раз в два года, хотя одно время – на рубеже 2000-2010-х годов – возникла угроза их прекращения по финансовым соображениям: в постоянно сокращающемся бюджете Пентагона на все запросы адмиралов уже перестало хватать денег. Однако в боле широком плане американские моряки ведут отсчет своим «арктическим операциям» с 1947 года, утверждая, что за минувшие десятилетия они совершили в Артике уже 95 «итераций» с участием подлодок. Под «итерациями» здесь понимаются различные учения, главную скрипку в которых играли и продолжают играть подводные силы ВМС США. В этом году настала очередь 96-й «итерации».
4 марта с.г. с окончанием возведения временного ледового лагеря, получившего наименование «Сидрэгон» в честь одноименной атомной субмарины, первой в 1960 году преодолевшей под водой Северо-Западный проход (это тот, что на карте над Канадой и ведет из Атлантики в Тихий океан), и прибытием в назначенный район двух американских многоцелевых атомных подлодок – «Коннектикут» (SSN-22, тип «Сивулф») и «Толедо» (SSN-769, тип «Лос-Анджелес») – был дан старт учению ICEX 2020. В течение трех недель американские, британские, канадские, норвежские и японские специалисты проверят свою готовность эффективно действовать в суровых условиях Арктики. При этом подлодкам предстоит решить целый ряд непростых задач, включая переходы подо льдом и всплытие в районе Северного полюса.
«В условиях нарастающего противостояния Арктика – это потенциальный стратегический коридор между Индо-Тихоокеанским регионом, Европой и континентальной частью США, – подчеркивает командующий подводными силами ВМС США вице-адмирал Дэрил Кодл. – В целях подтверждения своей способности защищать национальные интересы и поддерживать баланс сил в Индо-Тихоокеанском и Европейском регионах, подводные силы должны поддерживать свою боеготовность, проводя учения в арктических условиях».
Кстати, именно красочное прибытие – с пробиванием льда и всплытием в надводное положение – атомохода «Толедо» в район ледовой станции «Сидрэгон» так впечатлило российские СМИ и их читателей, которые почти целый день обсуждали эту новость. Однако в этом нет ничего необычного – американские подлодки и подлодки их союзников регулярно отрабатывают всплытие во льдах Северного Ледовитого океана, который в мире на английский манер принято именовать Арктическим. Причем зачастую в таком мероприятии участвует сразу несколько субмарин. Так, например, в ходе предыдущего учения ICEX, проходившего в 2018 году, лед своими рубками ломали три атомохода – американские «Хартфорд» (SSN-768) типа «Лос-Анджелес» и уже знакомый нам «Коннектикут», а также британский «Тренчант» (S-91) типа «Трафальгар».
Высокое внимание, которое учениям ICEX уделяют в ВМС США, – вполне объяснимо. Ведь в ходе этих мероприятий учебно-боевой подготовки американские подводники получают возможность в условиях, максимально приближенных к боевым, отработать широкий круг задач: испытать в сложной оперативной обстановке различные, прежде всего – торпедные, системы оружия, гидроакустические системы и системы связи и навигации; отработать вопросы управления подлодками с различных командных пунктов и вопросы обнаружения малошумных подводных целей и слежения за ними с использованием пассивных и активных средств обнаружения; отработать действия по уничтожению подводных лодок противника, в том числе в дуэльных ситуациях, и пр.
«ICEX 2020 дает подводным силам возможность продемонстрировать боевую и тактическую готовность для осуществления продолжительных операций в Арктике», – подчеркивает вице-адмирал Кодл. Причем лезут во льды не только американские подводники: в конце 2018 года впервые со времен окончания холодной войны, Полярный круг пересек американский атомный многоцелевой авианосец «Гарри Трумэн» (CVN-75, тип «Нимиц»). Возобновила активные полеты в регионе и авиация США и НАТО.
ОКЕАНЫ НЕ СПАСУТ АМЕРИКУ
Примечательно, что накануне начала нынешнего учения, а именно 3 марта, в Комитете по Вооруженным силам Сената США проходили слушания, посвященные целям и задачам американской политики в Арктике и вопросам ее реализации с участием Вооруженных сил США (последнее, кстати, вполне четко прописано в специальной Арктической стратегии, утвержденной руководством Пентагона в 2019 году).
Так вот, в своем заявлении, подготовленном для этих слушаний, глава Северного командования ВС США и Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) генерал Терренс О’Шоннеси особо подчеркнул: «Арктика уже больше не является крепостной стеной, а наши океаны больше не играют роли защитных рвов. Теперь они – пути для подхода носителей современных неядерных вооружений». «Возможности наших противников по нанесению удара непосредственно по нашей территории резко возросла, и они предпринимают явные, активные усилия по ослаблению нашего национального технологического, экономического и стратегического преимущества», – добавил он.
Вполне, думаю, понятно, что под владельцами этих «носителей» и упомянутыми «противниками», возможности которых атаковать континентальную часть Соединенных Штатов так серьезно возросли, в Пентагоне понимают в первую очередь Китай и Россию. Тем более, что в заявлении генерала О’Шоннеси последние упомянуты без всех обиняков.
В частности, серьезную озабоченность у американских военных вызвало размещение на Чукотке подвижных береговых ракетных комплексов «Бастион» со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами.
«В случае развертывания в северо-восточной части России, эта система имеет возможность не только контролировать доступ в Арктику через Берингов пролив, но и осуществлять контроль за его использованием, а также наносить внезапные удары по наземным целям в некоторых районах Аляски», – указывает генерал О’Шоннеси.
Впрочем, скоро по упомянутым путям, судя по всему, устремятся и северокорейские подводные лодки с баллистическими ракетами в ядерном снаряжении. Да и другие противники Вашингтона могут попытаться использовать современные технологии для создания вооружений, способных достать спрятавшуюся за океанами-защитными рвами Америку.
«С военной, географической и научной точки зрения Северный Ледовитый океан действительно уникален и остается одной из самых сложных океанских сред на Земле», – подчеркивал в ходе учения ICEX 2018 его руководитель контр-адмирал Джеймс Питтс, начальник Центра разработки методов ведения подводной войны.
С этим мнением заслуженного американского «морского волка» не поспоришь, но самое главное – становится понятно: во-первых, ВМС США уходить из Арктики не собираются; а, во-вторых, главный их противник здесь – Россия, поскольку Китай, несмотря на все алармистские заявления американских политиков и военных, назвать арктической державой нельзя даже при всем желании. По крайней мере, пока.
В Москве все это прекрасно понимают, а потому следят за такими учениями своих соседей по региону очень внимательно. В частности, российские самолеты Ту-142 уже «повисели» в воздухе в районе проведения ICEX 2020 несколько часов, заставив изрядно понервничать подчиненных генерала О’Шоннеси. Ну а что: хотели учиться в условиях, максимально приближенных к боевым, - вот и учитесь. Жаловаться тут не на кого и не на что.
комментарии(0)