Министр обороны Сербии Александр Вулин заморозил на полгода военные отношения не только с РФ, но и с НАТО. Фото с сайта www.mod.gov.rs
В конце августа Индия приняла решение не участвовать в стратегических командно-штабных учениях (СКШУ) «Кавказ-2020». Руководство этой страны под угрозой санкций со стороны Вашингтона медлит подписывать с Москвой важные военно-технические контракты. На этом фоне Сербия, которая еще вчера считалась в российском военном ведомстве союзником и форпостом на Балканах, якобы «под давлением Евросоюза» в минувшую среду официально отказалась от участия совместно с Белоруссией и РФ в военных маневрах «Славянское братство – 2020» (СБ-2020).
В экспертном сообществе считают, что на эти события действительно повлияли Вашингтон и европейские страны. Они, похоже, гибридными способами пытаются помешать военной активности России и ее партнеров. Тем не менее аналитики выражают уверенность, что при «правильной, ненахрапистой оценке ситуации» Москва сможет реализовать свои военные и военно-технические интересы со своими потенциальными партнерами.
«Маневры СБ-2020 должны стать как бы прелюдией самых масштабных в Восточной Европе СКШУ «Кавказ-2020», – подчеркнул в беседе с «НГ» военный эксперт, полковник Владимир Попов. – И неучастие в них Сербии означает, что «балканский фактор» как бы выпадает. Для реализации геополитических интересов Москвы это не очень хорошо. Сербия вспомнила почему-то о своем нейтралитете в самый неподходящий для РФ момент».
Между тем, как рассказал министр обороны Сербии Александр Вулин, Сербия заморозила на шесть месяцев свои военные отношения не только с РФ, но и с НАТО. Такое решение выглядит несколько странно, поскольку Вулин буквально неделю назад обсуждал в Москве дальнейшее совместное военное сотрудничество. Помимо участия в СБ-2020 он предлагал организовать в 2021 году инициированные главой оборонного ведомства РФ Сергеем Шойгу Армейские международные игры в Сербии. Нельзя не заметить, что резкое охлаждение военных отношений Белграда с Москвой произошло не столько из-за «влияния ЕС», как считает сербский министр, сколько после недавнего «исторического» визита президента Сербии Александара Вучича в США. Многим российским политикам и чиновникам итоги этого визита явно не понравились.
«Но это, конечно, выбор Белграда, – подчеркивает Владимир Попов. – И, видимо, «вина» Москвы только в том, что она не сумела нейтрализовать растущее антироссийское влияние США на нынешнее руководство Сербии. Другими словами, американцы сумели переиграть Россию в негласном соперничестве за влияние на Балканах».
Такого же мнения придерживается и научный сотрудник Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы Ольга Дегтярева. Она отмечает, что «США перехватили инициативу на всей территории Балкан (видимо, у РФ и других стран Европы. – «НГ»). Можно сказать, что именно они спонсируют сегодня сербское правительство, инвестируют денежные средства в инфраструктурные объекты в том же Косово, кроме того продолжают вооружать хорватов, поддерживают столкновения в Македонии и т.д.». Дегтярева уверена, что «против Сербии практически все последние годы шла диверсионная война с использованием многочисленных провокаций, о чем, кстати, Вучич ранее жаловался президенту РФ Владимиру Путину».
Уточним, что шла, видимо, не столько «диверсионная», сколько гибридная война. Но факт остается фактом – Москва не сумела так, как США, эффективно (экономически и политически) поддержать сербские власти. Вашингтон смог навязать Белграду «ограничения» и при решении оборонных вопросов с РФ. «Сейчас мы видим, что за год в регионе проводится около 20 учений НАТО (имеются в виду учения, проводимые ВС Сербии и альянсом. – «НГ»), а контакты между российскими и сербскими военнослужащими, увы, можно сосчитать по пальцам», – указывает Ольга Дегтярева.
Сербско-российских контактов в военной области, конечно, мало. Но нельзя принижать их значимость. Помимо подготовки к совместным учениям «Славянское братство», в которых Сербия участвовала последние пять лет, в этом году и раньше ее военные также активно участвовали в Армейских международных играх, завоевав даже золотые медали на конкурсе «Военное ралли», который проходил в Туве.
Надо заметить, что в числе парадных расчетов, которые прошли 24 июня на Красной площади в честь 75-летия Великой Победы, было и подразделение сербских военнослужащих. Глава МО Сербии Александр Вулин этим очень гордится. Выступая на заседании Совета министров обороны СНГ, ШОС, ОДКБ, он заявил, что Москва и Белград совместно борются против фальсификаторов истории «за сохранение истины о Великой войне». «Мы должны осудить снос памятников героям Красной армии, которые происходят в некоторых странах Европы», – сказал он. И такая позиция дорогого стоит.
«В прессе и в интернете совсем недавно обсуждалась идея о формировании в Сербии российской военной базы. Теперь об этом, видимо, придется на некоторое время забыть, – считает Попов. – Почему-то у Белграда сформировались к РФ отрицательные эмоции. Это все – преходящее. И у Москвы, думается, есть резервы, чтобы поправить положение. В первую очередь надо по-славянски, по-братски поддерживать их имидж, действия. А не высмеивать, как это делают некоторые чиновники в РФ».
Между тем по отношению к Индии у России, по его мнению, должна быть чисто прагматическая позиция. «Москва не утратила свои возможности в производстве современных вооружений и может предложить их Дели. Индия в этом заинтересована, – отмечает Владимир Попов. – Поэтому не надо бояться конкуренции и санкций со стороны США, которые якобы могут помешать этой стране делать с РФ оружейный бизнес».
По мнению эксперта, отказ Индии от участия в СКШУ «Кавказ-2020» связан с тем, что, как утверждают индийские СМИ, «в этих учениях также намерены принять участие военнослужащие из Китая и Пакистана, отношения Нью-Дели с которыми в последнее время обострены». Этот мотив надо понять и не делать из него «ажиотажа».
комментарии(0)