Скриншот видео Минобороны Армении
Армения ввела военное положение и объявила всеобщую мобилизацию населения для отражения агрессии Баку в Нагорном Карабахе. Об этом написал на своей странице в Facebook премьер-министр Никол Пашинян. Повод для беспокойства более чем серьезный. Азербайджанская армия перешла не только в контрнаступление, но и получила политическую поддержку от Турции. Последняя готова поддержать союзника как словами, так и оружием. Впрочем, Анкара будет тянуть с этим до последнего. Причина в сложном геополитическом клубке отношений, выстроенном за постсоветский период в регионе, где интересы отдельных политических групп противопоставляются позиции целых стран.
«Недавние агрессивные заявления Азербайджана, широкомасштабные совместные военные учения с Турцией, а также отказ от мониторинга ОБСЕ показывают, что агрессия была заранее спланированной, это была крупномасштабная провокация против мира и безопасности в регионе», - отметил Никол Пашинян в Twitter. И призвал на помощь все население и армянскую диаспору зарубежном на помощь стране.
Минобороны Азербайджана заявило в воскресенье, что вооруженные силы страны заняли ряд сел и стратегических высот в Физулинском и Джебраильском районах (прилегают к Нагорному Карабаху). «В результате проведенной подразделениями азербайджанской армии контратаки освобожден ряд находящихся под оккупацией сел и важных высот», - сказал на брифинге руководитель пресс-службы оборонного ведомства Анар Эйвазов.
По его словам, взяты под контроль села Гараханбейли, Гарвенд, Горадиз, Юхары, Абдурахманлы Физулинского района, Беюк Марджанлы и Нузгяр Джебрильского района, а также ряд господствующих высот. Боевые операции продолжаются, сказал Эйвазов.
Военный аналитик Леонид Нерсисян говорит, что Азербайджан впервые после подписания перемирия в 1994 году наносит удары по гражданским объектам в глубине
территории Арцаха (Нагорного Карабаха), уже есть раненные среди мирного населения Степанакерта - столицы Нагорно-Карабахской Республики (НКР). При этом заявления азербайджанской стороны о серьезном продвижении и захвате 4-6 населенных пунктов в бывшем Джебраильском районе АзССР пока бездоказательны. Силы сторон в количестве живой силы и техники не столь сильно отличаются, и организовать настоящий прорыв у азербайджанских войск не получается и вряд ли получится. Так, для примера, у ВС Армении и АО НКР имеется не менее 400 танков, а у ВС Азербайджана около 500 (из них 100 – современные Т-90С, которых нет у
Армении) – такой небольшой перевес реализовать в наступлении на ограниченном и в основном высокогорном театре военных действий практически невозможно.
При этом премьер-министр Армении Никол Пашинян, по всей видимости, полностью исключил возможность использования военной помощи со стороны организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и потенциал российской военной базы в Гюмри. «На данный момент в секретариат ОДКБ обращений от Армении не поступало. Мы всегда выступали и выступаем за мирное урегулирование конфликта. Международно-признанным механизмом урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе считается переговорный процесс сопредседателей Минской группы ОБСЕ», - сообщил «НГ» пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов.
При этом важным остается то обстоятельство, что по уставу организации ее вступление в конфликты возможно только при факте прямой агрессии против ее членов. Дело в том, что Нагорный Карабах - самопровозглашенная республика, не признанная ни одним государством-членом ООН, расположенная в Закавказье между Азербайджаном и Арменией. Баку настаивает на восстановлении территориальной целостности, возвращении беженцев и вынужденных переселенцев в Нагорный Карабах. Только после этого Азербайджан намерен начать переговоры об определении статуса НКР. Азербайджанские власти готовы предоставить региону автономию в составе республики. При этом прямые переговоры с Нагорным Карабахом официальный Баку вести отказывается. Для Армении первоочередным вопросом считается самоопределение Нагорного Карабаха, при этом возвращение в состав Азербайджана исключается, и дальнейшее признание его статуса международным сообществом. Но именно Вооруженные силы Армении оказывают основную поддержку самопровозглашенной республике.
Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин считает сложившуюся ситуацию патовой для всех сторон конфликта. Мирное существование этой территории
было возможно только в рамках куда большего единого государства, чем СССР. Участие Москвы в постсоветский период в конфликте в Нагорном Карабахе было исключительно связано с принуждением враждующих сторон к миру. В условиях существования двух независимых государств - Армении и Азербайджана - роль России сводится исключительно к политическому давлению на противоборствующие стороны. МИД уже высказал свою озабоченность ситуацией и призвал стороны к прекращению огня. А глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров и глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу обсудили обострение конфликта в Нагорном Карабахе.
Впрочем, при всем этом Анкара заявляет о том, что готова оказать Азербайджану любую поддержку. Вот только военной она точно не станет. В этом случае
как раз и сработает устав ОДКБ об оказании помощи своему члену (в случае официального обращения) по предотвращению внешней агрессии. В этой ситуации будет задействованная и российская база в Гюмри. Пока же все происходящее на территории Нагорного Карабаха - не более чем региональный конфликт, в котором вне зависимости от его развития российская армия принимать участие не будет.