Модернизация Ми-28 существенно увеличит их боевые возможности. Фото РИА Новости
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») приступила к серийному производству новейшего двигателя ВК-2500П, предназначенного для модернизированного ударного вертолета Ми-28НМ. Первая партия этих машин должна быть передана Минобороны в этом году. При внешней схожести с «обычным» «Ночным охотником», или, как его называют на Западе, Havoc («Опустошитель»), – это совершенно новый ударный вертолет, в компоновке которого учтен опыт боевого применения в ходе сирийской кампании. Как сообщил начальник армейской авиации ВКС России Игорь Романов, «в ближайшее время эти машины должны поступить в Государственный центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, в вертолетные полки и бригады армейской авиации».
По его словам, вертолеты Ми-28НМ (модернизированный Ми-28Н «Ночной охотник»), Ми-38Т и Ми-26Т2В оснащены новым оборудованием и имеют улучшенные летные характеристики. Все три типа техники в настоящее время проходят испытания в целях повышения боевых возможностей армейской авиации. Программа испытаний идет по графику.
Ми-28НМ – третья версия машины. Первый полет она совершила в 2016 году. В последней своей версии (Ми-28 производится с 1982 года) с индексом «НМ» вертолет получил надвтулочную всеракурсную радиолокационную станцию, новый двигатель с цифровой системой управления FADEC, комплекс противодействия средствам ПВО и более мощное вооружение, среди которого ракета «Гермес-А», способная поражать наземные цели на расстоянии 15–20 км, и дальнобойные противотанковые сверхзвуковые ракеты «Хризантема-ВМ». Для ведения боя с воздушными целями Ми-28МН будет использовать ракету класса «воздух–воздух» Р-74М с инфракрасной головкой наведения. Для модернизированного «Ночного охотника» разработаны и новые лопасти несущего винта, которые по сравнению с Ми-28H увеличат крейсерскую скорость новой машины на 13%, а максимальную на 10%.
Нововведения более чем существенные, если учесть, что до последнего времени те же надвтулочные радары стояли исключительно на экспортных Ми-28НЭ, поставлявшихся Россией вооруженным силам Ирака и Алжира. Такая станция располагается над несущим винтом вертолета под специальным обтекателем из радиопроницаемого материала в виде шара. Благодаря ей вертолет может получать информацию о расположении целей, прячась в неровностях рельефа местности, за деревьями или другими объектами, оставаясь до последнего момента невидимым для противника.
Новый двигатель ВК-2500 с индексом «П» – еще одно ноу-хау машины. До последнего времени подобные силовые установки поставлялись в Россию с Украины. С этого года их производство освоено и сертифицировано на АО «ОДК-Климов». При этом, как отмечает исполнительный директор предприятия Александр Ватагин, по своим техническим возможностям и эксплуатационным качествам российский ВК-2500П соответствует наиболее современным требованиям, предъявляемым к вертолетным двигателям. Главное его отличие, как объяснили в ОДК, состоит в том, что в нем применена современная электронная система автоматического управления типа FADEC, самостоятельно регулирующая параметры работы двигателя в полете.
«Ночной суперохотник» стал первым российским боевым вертолетом, оснащенным двигателями ВК-2500П, производство которых налажено на заводе ОАО «Климов» в рамках программы импортозамещения. Благодаря этому мы обеспечили поставку двигателей для всех серийных вертолетов типа Ми-8/17, Ми-28Н, Ми-24/35, Ка-52, Ка-27/29/31, Ка-32. Ранее на этих машинах стояли производившиеся в Украине двигатели ТВ3–117, которые были разработаны санкт-петербургским предприятием «Климов», но серийно выпускались украинской компанией. ВК-2500 – это дальнейшее развитие ТВ3–117, в сравнении с ним это более современный, более технологичный мотор. Слаженная работа разработчиков двигателя и его САУ – ключевой фактор, позволяющий «ОДК-Климов» в сложных условиях обеспечивать выполнение задач государственного масштаба», – сообщил «НГ» директор программы ВК-2500, ТВ3-117, главный конструктор АО «ОДК-Климов» Евгений Проданов.
«Самое важное решение – это внедрение в конструкцию двигателя новой системы САУ (система автоматического управления FADEC), которая не просто позволяет видеть какой-то комплекс параметров и отслеживать работу двигателя в эксплуатации, но и снизить нагрузку на обслуживающий персонал. Теперь в режиме онлайн можно осуществлять управление и контроль работы двигателя на всех режимах, обеспечивать его эксплуатацию в оптимальных условиях. Это дает возможность получить увеличение ресурсных показателей. Мы понимаем, на что надо обратить внимание с точки зрения обслуживания. А что касается работоспособности и надежности, мы ввели противопомпажную систему», – пояснил Евгений Проданов.
Последние технические нововведения можно считать критичными для Ми-28. Согласно данным из открытых источников, за время эксплуатации вертолетов этого типа с украинскими моторами в российских ВВС/ВКС произошло шесть авиационных происшествий, в результате четырех из которых погибли шесть пилотов. Одна из основных причин катастроф была как раз вызвана помпажем двигателей после того, как машина в режиме зависания производила пуск неуправляемой авиационной ракеты.
Согласно планам, Минобороны рассчитывает до конца 2027 года получить на вооружение 423 современных вертолета. В прошлом году в армию уже передали 112 современных машин. Об этом рассказал замглавы министра обороны Алексей Криворучко. Известно, что боевые Ми-28МН были заказаны ведомством в количестве 96 штук. До конца следующего года военные получат 18 машин, далее «Вертолеты России» будут поставлять по 16 вертолетов в год. Глава Минобороны Сергей Шойгу отметил, что при заключении контракта производитель существенно снизил стоимость вертолетов.
комментарии(0)