Фото Reuters
Российское военно-политическое руководство в вопросах формирования боевых дееспособных подразделений начинает делать ставку на комплектование их более зрелыми высококвалифицированными контрактниками и добровольцами. Законопроект об отмене возрастного предела для заключения первого контракта о прохождении военной службы будет рассмотрен на заседании Госдумы 25 мая. После его принятия любой трудоспособный гражданин РФ и иностранец будет иметь право служить по контракту в армии и других силовых ведомствах России. Сейчас же возрастная планка для подписания контракта – 40 лет для граждан РФ и 30 лет – для иностранцев.
На этом фоне почему-то по-прежнему находится в юридических запасниках проект закона, регулирующий деятельность частных военных компаний – ЧВК.
Этот документ за минувшие 10 лет пытались рассмотреть в Госдуме как минимум три раза, но без результата. Как отмечал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «в России юридически де-юре такого понятия, как ЧВК, нет». Хотя, судя по поступающей в СМИ и соцсети информации, именно российские подразделения ЧВК, состоящие из опытных военных специалистов-добровольцев (как правило, старше 40 лет), являются сейчас важной ударной силой, позволяющей достичь прогресса при прорыве глубоко эшелонированной обороны противника в Донбассе.
Что касается отмены возрастных ограничений для контрактников, то грубая прикидка показывает, что после принятия поправок в ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» потенциально встать в армейский строй смогут до 500–600 тыс. мужчин 40–65 лет. Это будут люди, которые имеют военную специальность, но в армии в качестве профессионалов не служили. В это число не входят офицеры и прапорщики в отставке или запасе, численность которых в РФ составляет около 2 млн человек, – они могут вернуться в армию, если напишут рапорт на возобновление военной службы. Если военное ведомство посчитает этот шаг целесообразным, отставник продолжит свою ратную карьеру.
Сейчас в специальной военной операции (СВО) в Украине, по некоторым данным, принимают участие до 150 тыс. российских военнослужащих. Их средний возраст – до 40 лет. Вместе с ними – союзные войска из состава Народной милиции (НМ) ДНР и ЛНР в количестве до 70 тыс. штыков. В составе подразделений НМ действуют люди старше, чем в Российской армии, поскольку в новых республиках Донбасса объявлялась всеобщая мобилизация и в войска набирали мужчин в возрасте от 18 до 55 лет. Отдельным контингентом в составе действующей против украинских военных группировки идут подразделения добровольцев, которых обычно называют участниками ЧВК.
Как рассказал «НГ» председатель ЦК Общероссийского профессионального союза военнослужащих (ОПСВ) капитан первого ранга в отставке Олег Шведков, по его прикидкам, значительное количество бойцов-добровольцев – старше 40 лет с жизненным опытом, в том числе отставные офицеры спецназа, представители казачества, которые готовы воевать по идейным и материальным соображениям. «В составе добровольческих подразделений действует и немало представителей ОПСВ. Они стали добровольцами, поскольку сейчас в силу возрастных ограничений по закону пойти на военную службу не могут», – отметил Шведков. Но этот пробел скоро будет устранен, считает он.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, отменяющему возрастные ограничения для контрактников, «для применения высокоточного оружия, эксплуатации вооружения и военной техники необходимы высокопрофессиональные специалисты», а таковыми люди, как правило, становятся к 40–45 годам. Пока эта возрастная категория выпадает из числа претендентов на военную службу в армии и других силовых структурах страны. В более зрелом возрасте от 40 до 65 лет находятся и специалисты, которые сейчас трудятся в сфере медицинского обеспечения, инженерного, технического обслуживания, эксплуатации, связи и т.п. Они также нужны армии и тоже пока не могут служить в ней.
«Законопроект актуален, хотя мы и считаем его несколько запоздалым, – отмечает Шведков. – Чтобы не будоражить общественное мнение, его следовало бы принимать одновременно с решением о продлении предельных сроков службы отдельным категориям высших офицеров. Плюсы законопроекта – закрепление в армии военных кадров, которые сознательно избрали службу своим жизненным кредо, и сохранение профессиональных специалистов в Вооруженных силах РФ. В условиях спецоперации в Украине это в значительной мере будет способствовать расширению контингента участников в них со стороны России, что, возможно, смягчит некоторую напряженность, связанную со слухами о всеобщей мобилизации. Так как одним из авторов законопроекта является глава думского комитета по обороне генерал-полковник Андрей Картаполов, в недавнем прошлом – заместитель министра обороны, то у меня нет сомнения в том, что документу дадут зеленый свет».
Генерал-майор в отставке Владимир Богатырев, ранее служивший в должности начальника управления Минобороны России, отмечает, что поправки, внесенные депутатами Андреем Картаполовым и Андреем Красовым, не новы и рассматривались ранее. Почему их не приняли раньше, объяснить трудно. «Оружие и техника нового поколения требуют высокого уровня образования, опыта работы со сложными информационными системами и технологиями. Поэтому на первый план у поступающего на военную службу сегодня выходят уровень образования, наличие профессионального опыта, стрессоустойчивость, морально-политические и психологические качества, естественно, в сочетании с физическими данными и состоянием здоровья. Боевые действия последних лет в Сирии и специальная военная операция в Украине подтверждают это», – заявил «НГ» эксперт.
«Наконец-то власти обратили внимание на наш ветеранский военный контингент, который может внести весомый вклад в решение задач СВО. Это очень мотивированный контингент. Ведь наши «старики», многие из которых прошли советскую школу, участвуют в добровольческих формированиях (читай – ЧВК) не только по материальным, но по идейно-нравственным принципам. Теперь в законодательстве уберут препоны по возрасту, и опытные специалисты смогут служить в армии хоть до 65 лет», – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. По его словам, есть и подводные камни. «Если СВО затянется, сможет ли правительство РФ так же дальше на высоком уровне поддерживать военные расходы? Добровольцы и контрактники – оплата их денежного довольствия, социальные расходы, медицина, лечение раненых – это очень дорого стоит стране. И поэтому надо как можно быстрее заканчивать военную фазу СВО и переходить к ее дипломатической части», – считает эксперт.