Беспилотники «Корсар» демонстрировали на параде Победы еще в 2018 году. Фото с сайта www.mil.ru
На фронте дронов всегда не хватает. Поступив в войска, очередная партия быстро тает от огневого воздействия противника и его средств радиоэлектронной борьбы, технических неполадок и по расходованию ресурса. О дефиците беспилотных летательных аппаратов (БЛА) вопиют и Вооруженные силы Украины (ВСУ), и российские военные вместе с ополченцами Донбасса. И это несмотря на заявления высокопоставленных чиновников по обе стороны конфликта о предпринятых срочных мерах по увеличению выпуска собственных беспилотников.
В ходе международного военно-технического форума «Армия-2022», проходившего 15–21 августа, ряд отечественных производителей заявил о новых поставках, в том числе подразделениям, действующим в зоне специальной военной операции (СВО). Среди них – те, кто до недавнего времени не был замечен в связях с силовыми ведомствами. Сообщается о переводе на трехсменный режим работы вновь построенного завода в Дубне, где выпускаются БЛА типа «Орион» – единственный серийный тип отечественного ударного беспилотника класса MALE (medium high altitude long endurance – средневысотный, большой продолжительности полета). На этом фоне примечательным событием была повторная (после пары лет забвения) демонстрация в Кубинке БЛА «Корсар» – участника парада Победы на Красной площади 2018 года. Это говорит о том, что на фоне острого дефицита дронов в районе спецоперации приходится возобновлять программы, ранее закрытые либо приостановленные.
Одновременно наблюдается охлаждение Минобороны РФ к ряду тем, которые еще год назад считались приоритетными. Например, конкурс на легкий учебный самолет (ЛУС) между Як-152 компании «Иркут» и УТС-800 Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Как следует из обновленного каталога выпускаемой продукции, ЛУС пропал из списка проектов УЗГА. Напомним: на «Армии-2021» дебютировал первый летный образец УТС-800, а его главный конструктор охотно беседовал с журналистами, называя срок первого полета – «не позже декабря-января». Среди причин охлаждения к теме учебных самолетов угадывается желание военных использовать все имеющиеся у промышленности турбовинтовые двигатели малой размерности (до 1000 л.с.) в интересах беспилотной авиации.
И в России, и в Украине к работе над БЛА привлекается все больше фирм, включая малые: они легче на подъем и инициативнее гигантов индустрии. Поэтому неудивительна недавняя просьба военного ведомства Украины к местным СМИ «не светить» названия организаций, занимающихся производством и поставкой техники для ВСУ. Просьба не имеет практического смысла по отношению к гигантам – они и так хорошо известны вместе с расположением их промплощадок, а последние регулярно подвергаются авианалетам. В конце августа Воздушно-космические силы (ВКС) России нанесли повторный удар по заводу «Мотор Сич» в Запорожье. Там выпускают авиадвигатели различной размерности, в том числе для перспективного БЛА Akinci («Акинчи», на турецкий манер «Акынджы») разработки турецкой фирмы «Байкар» (Baykar). Первый удар по сборочному цеху «Мотор Сич» ВКС нанесли 25 мая, неделю спустя первой заграничной демонстрации «Акинчи» на выставке в Азербайджане. Это был сигнал турецким «партнерам»: хорошо думайте перед отправкой ВСУ очередной партии БЛА Bayraktar TB2 («Байрактар БТ2»). ВКС по силам сровнять «Мотор Сич» с землей, что лишит «Байкар» необходимых ему авиадвигателей в классе мощности 500–1000 л.с., дефицитных на мировом рынке. Предупреждение услышано не было. Халук Байрактар заявил, что возглавляемая им фирма «полностью на стороне Украины» и «ничто не затмит сотрудничество с Украиной независимо от того, какая сумма будет предложена» российской стороной за поставки БЛА. Он утверждает: «Деньги не являются для нас приоритетом. Деньги и материальные ресурсы никогда не были целью в нашем бизнесе». А ведь речь о частной фирме, сама цель существования которой – приносить прибыль акционерам. Снижение курса лиры и темпов развития национальной экономики должно подталкивать «Байкар» к расширению клиентской базы, особенно за счет крупных зарубежных покупателей. Тем более что Россия может помочь с реализацией программы «Акинчи» путем встречных поставок новейших авиадвигателей ВК-650 и ВК-800 в нужном классе мощности.
«Байкар» – фирма, конечно, частная, но пользуется огромной поддержкой Анкары, в том числе кредитами и дотациями на расширение производственных мощностей (за средства госбюджета возведен новый завод под Стамбулом). Поэтому вопросы об экспорте будут решаться на уровне более высоком, чем гендиректор «Байкара». Как сказал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, они обсуждались в ходе личной встречи с главой РФ Владимиром Путиным на полях саммита в Тегеране. Путин имел прекрасную возможность обсудить тему и с принимающей стороной. Тегеран, хоть пока и отнекивается, будет только рад удовлетворить просьбу северного соседа насчет экспортных поставок иранской высокотехнологичной продукции. А рассуждения, что она не попадет Российской армии, могут оказаться верны. Беспилотники-ракетоносцы типа «Мохаджер-6», «Каррар», «Шахед-129» и другие очень пригодятся подразделениям республик Донбасса, которые пока в основном применяют только легкие разведывательные БЛА, приобретенные на коммерческом рынке.