Египет приобрел истребители марки «Су», но из-за позиции США они находятся на хранении. Фото Владимира Карнозова
Безопасность на Ближнем Востоке традиционно обеспечивалась либо единственной доминирующей силой, либо внешними акторами на основе договоренностей. Сегодня отсутствуют институты и механизмы, ответственные за обеспечение безопасности – за исключением Совета сотрудничества Арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).
Государства Персидского залива стремятся диверсифицировать свое международное партнерство, чтобы компенсировать постепенный уход США из региона. В частности, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – два союзника США, на территории которых расположены крупные американские военные базы, – в последние два года ухудшили свои отношения с Вашингтоном из-за разногласий по сделкам с оружием и проблем с правами человека.
В течение многих лет Россия продавала ближневосточным правительствам современную, но относительно доступную (по сравнению с западными системами) военную технику на миллиарды долларов.
В Персидском заливе рыночные позиции России скромнее, чем у США. Хотя Москва стремится расширяться и там: она пыталась использовать участие своих военных в Сирии для рекламы российского оружия на экспорт.
Нынешняя операция в Украине, а также ряд предыдущих конфликтов с участием российских войск и систем вооружений (в Карабахе, Ливии и Сирии) подняли серьезные вопросы о живучести российских вооружений на современном поле боя. Например, отдельные образцы российской бронетехники оказались уязвимыми для ударных беспилотников турецкого производства Bayraktar TB2.
В свете этого арабские страны могут переосмыслить будущие закупки оружия у России. Учитывая хорошие отношения между странами Персидского залива и Китаем, Пекин может внезапно найти свободное место на рынке для своих предложений.
Тем не менее арабские эксперты считают, что ОАЭ и Саудовская Аравия не хотят терять отношения с Россией – стратегическим партнером с правом вето в Совете Безопасности ООН и влиятельной позицией на мировом нефтяном рынке. Так что страны Персидского залива вряд ли будут публично противопоставлять себя Москве.
Американские эксперты рекомендуют своим законодателям понизить приоритет прав человека, чтобы выбить из-под российского оружейного экспорта рынки на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Об этом говорится в докладе исследовательской службы Конгресса.
Авторы исследования уверены, что Капитолийский холм «может взвесить ценность получения от Египта обещания отменить закупку российских истребителей в обмен на возможность приобретать американские, в противовес сохраняющейся озабоченности плохим положением с правами человека в Египте». В данном случае речь идет о программе передачи Каиру российских многоцелевых истребителей Су-35.
Партнерские контакты США с властями некоторых стран Ближнего Востока и Северной Африки осложнены дебатами о ценностях демократии. Чтобы опровергнуть тезис о снижении своего военно-политического влияния в регионе на фоне боевых действий в Украине, российское руководство может удвоить внимание к проблемам Ближнего Востока и Северной Африки и оказать таким образом давление на западную сферу ответственности, полагают авторы документа.
Как сообщило ближневосточное интернет-издание Al-Monitor, «администрация Байдена планирует продать Египту истребители F-15». Продажа прорабатывалась много лет и «обязательно вызовет сопротивление на Капитолийском холме».
Командующий ВС США на Ближнем Востоке (CENTCOM) генерал морской пехоты Кеннет «Фрэнк» Маккензи заявил, что администрация президента Джозефа Байдена планирует одобрить просьбу Египта о продаже ему многофункциональных истребителей Boeing F-15, несмотря на сопротивление со стороны американских законодателей из-за нарушений прав человека властями Каира.
Замечания генерала Маккензи предполагают, что администрация Джозефа Байдена готова отказаться от своего подхода к внешней политике, основанного на правах человека. А правозащитные организации заявляют, что около 60 тыс. политических заключенных остаются в египетских тюрьмах. Несмотря на плохую репутацию правящего в стране режима, администрация Байдена продолжает полагаться на действующее правительство Египта как союзника.
Во второй половине 1970-х годов Вашингтон активно снабжал Каир оружием, в том числе тяжелыми истребителями F-4E Phantom. Однако позже, принимая во внимание тему прав человека, США приостановили несколько программ. Тогда египетское правительство решило диверсифицировать закупки военной техники, подписав контракты на поставку французских истребителей Dassault Rafale и российских Су-35. Тогда глава CENTCOM предупредил, что в случае реализации сделки с Москвой Каир рискует попасть под американские санкции.
Реализация заключенного в 2018 году контракта на поставку предположительно 30 истребителей Су-35 для ВВС Египта долго находится в положении неопределенности. Поставки самолетов по контракту должны были производиться в 2020–2021 годах. Однако до сих пор ни одного Су-35 фактически в Египет поставлено не было. И хотя, похоже, по данному контракту были изготовлены 30 самолетов, все они находятся на хранении. Египетский контракт «подвис» ввиду угрозы американских санкций. А теперь, в свете новых массированных американских санкций, наложенных на Россию, его реализация стала проблематичной.