На фото американская подводная лодка "Hartford" в Арктике. Фото US Navy
Параллельно с ведением СВО в Украине Москва пытается отстоять свои геополитические интересы в Арктике и на Дальнем Востоке. С этим направлением политики могут быть связаны состоявшиеся в минувшую среду совместные полеты российских и китайских стратегических бомбардировщиков вблизи территорий Японии и Южной Кореи. При этом РФ, по сути, вводит эмбарго на военное иностранное присутствие в контролируемой ею Арктической зоне.
Как следует из предложенных правительством и одобренных в Госдуме и Совфеде поправок к закону РФ № 176880–8 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Москва усиливает контроль за проходом по Северному морскому пути (СМП) иностранных военных кораблей (в том числе подводных лодок). После подписания в ближайшие дни этого документа президентом РФ Владимиром Путиным на СМП, имеющем протяженность более 5,5 тыс. км, с разрешения Москвы (заявка подается за 90 дней) может находиться не более одного иностранного военного корабля или другого государственного судна, следующего по нему транзитом.
Еще два года назад правительство РФ постановлением от 18 сентября 2020 года № 1487 ввело разрешительный порядок плавания по СМП для иностранных коммерческих судов. Однако, как отмечается в пояснительной записке к закону, подготовленной думским комитетом по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, такое правило до сих пор «не распространяется на иностранные военные корабли и государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, что обусловлено наличием у них суверенного иммунитета». Он якобы «действует в соответствии с положениями статьи 236 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года (Конвенция ООН)».
После вступления в действие закона № 176880–8 такого суверенного иммунитета у иностранных военных и государственных кораблей на СМП не будет. Ограничения на проход таких кораблей по СМП в Госдуме тоже объяснили положениями Конвенции ООН. Правда, записанными в другой статье – 234-й. Эти ограничения диктуются международным документом по экологическим основаниям, в том числе в связи с таянием льдов в Арктике. Глава думского комитета по обороне генерал-полковник Андрей Картаполов необходимость контроля военного судоходства в Российской Арктике в своем заключении на проект федерального закона № 176880–8 объяснил «необходимостью обеспечения национальных интересов РФ», а также заботой о «безопасности морского судоходства в акватории СМП». Будет установлен разрешительный порядок плавания по СМП иностранных военных кораблей и других государственных судов. Они должны следовать в зоне Российской Арктики под своим флагом, а иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства – еще и на морской поверхности.
Но вот вопрос: как отнесутся к этим нововведениям США и другие страны НАТО, которые заявляли, что не признают суверенитет РФ над СМП? Отвечая на этот вопрос, нелишне вспомнить экс-министра иностранных дел Великобритании Лиз Трасс, которая год назад заявляла, что Великобритания с ее союзниками по НАТО готовятся к милитаризации Арктики. Тогда же состоялась продажа английского ледокола James Clark Ross Киеву. Но, как писали тогда эксперты, «это устаревшее судно практически невозможно использовать в арктических широтах». Про ледокол многие уже забыли, но на море у Лондона и Киева, похоже, складывается тесное взаимодействие. А в Москве связывают взрывы на газопроводах «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2» с недружественными действиями Лондона и Киева.
Заметим, что ранее министр ВМС США Кеннет Брейтуэйт заявлял, что, согласно принятой в Пентагоне доктрине «Голубая Арктика», корабли США и их союзников скоро начнут регулярное патрулирование у российских берегов в полярных широтах, чтобы препятствовать «наступлению Москвы на Крайнем Севере».
Действия РФ по ограничению военного судоходства в Арктике выглядят логичными. «Последуют ли этим ограничениям США и другие страны Северной Европы – неизвестно. Но, видимо, конфликтовать с РФ в северных широтах они не будут не только из-за нежелания ссориться с ядерной державой, – считает военный эксперт полковник в отставке Николай Шульгин. – У стран НАТО нет для этого военно-арктического потенциала». Об этом же рассказывал «НГ» и председатель Центрального комитета Общероссийского профсоюза военнослужащих, капитан 1 ранга в отставке Олег Шведков, долгое время служивший на Северном флоте. Он считает, что у США и НАТО «нет достаточного ледокольного флота, способного эффективно действовать в северных морях». По его мнению, «полеты стратегической авиации США и НАТО в Арктике вблизи границ России – единственная реальная угроза, которая тревожит РФ. Но при современных средствах ПВО она не является определяющей».