0
1125
Газета Арт Интернет-версия

14.06.2000 00:00:00

У нее на окошке герань


Американская красавица (American Beauty). США, 1999. Режиссер: Сэм Мендес. В главных ролях: Кевин Спейси, Аннет Бенинг.

В НОМИНАНТЫ самого престижного американского действа, как известно, не попал ни последний фильм Кубрика "Широко закрытые глаза", ни скандальный "Бойцовский клуб" - две культовые ленты истекшего года. Зато кинодебют достаточно молодого театрального режиссера получил одобрение академиков, восторженные отзывы критики и имеет небывалый зрительский успех.

Американская мечта, воплощенная посредством того, что именуют "американский образ жизни", превращается в причудливое послание о безысходном, неразрешимом, тотальном одиночестве, от которого современному человеку нет спасения. Уродливые люди тычутся друг в друга, не имея ни надежд, ни упований. Из перебранок за семейным ужином, из стычек с соседями, из разговоров подруг, любовников, коллег, из наркотических и сексуальных эскапад, из аутсайдерства, эскапизма, социальной востребованности, из лжи и правды люди выходят неизменными - такими, какими они себя сделали. Загнанными лошадьми.

"American Beauty" - сорт розы, цветок, отчасти аналогичный многозначному понятию "у нее на окошке герань". Авторы фильма не намеревались вкладывать обличительный пафос в свое успешное произведение. Отсутствие намека на протест, гротеск, комедийность создает совершенно немыслимый эффект бессознательного обвинительного заключения, которое люди разных профессий трудолюбиво создают на переломе истории.

Сюжет предельно прост. С самого начала закадровый голос героя сообщает, что жить ему осталось год, о чем он, существующий в реальном времени средний американец, разумеется, пока не подозревает. Его мучат сомнения и неудовлетворенность жизнью, жена, семейные будни, скука на работе, бессмысленность бытия. Она, преуспевающая бизнес-вумен, тянущая дом, недотепу-мужа, дочь в проблемном возрасте. Дочь, ненавидящая родителей, жадно поджидающая большого пирога жизни. Ее подруга, польщенная вниманием взрослого мужчины. Соседи, подозрительные и мстительные. Цепь нелепостей, непонимания, мелкой ерунды. Герой убит. Убит так же нелепо, как и жил. Ничего не произошло. Тина сомкнулась и все так же плотно покрывает болото жизни.

Не случайно, что именно в Америке несколько лет назад с большим успехом прогремела книга под названием "Биография Бога", в которой автор убедительно доказал, что Бог давно и прочно устал от своего Творения.

Единственный не до конца тошнотворный элемент фильма - роза. И, может быть, марихуана.

Сэм Мендес снимал реальную ситуацию в стране победившей свободы, которая по прошествии четверти века со времени сексуальной, хиппианской, наркотической революции оставила подопытных там же, где они были: в рамках глубинного кризиса личности, семьи и общества. Снятый в лучших традициях соцреализма фильм - свидетельство бессмысленности социальных подпорок. Человек предельно одинок в черте собственного "Я". Сдвинуть эти границы труднее, чем ворочать судьбами, передвигать горы и совершать поступки, которые осуждаются моральным большинством.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1779
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1579
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1795
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1503

Другие новости