0
1447
Газета Арт Интернет-версия

05.10.2000 00:00:00

Сумасшедшие классики

Тэги: Ташен, дизайн, архитектура


Decorative Art - 1950-s / 1960-s / 1970-s. A sourcebook, ed. By Charlotte & Peter Fiell. - Koln: Taschen Verlag, 2000.

Конец XIX века, 1893 год: новые веяния в европейском дизайне и первый номер журнала "Studio Magazine", на страницах которого эти веяния, собственно говоря, и стали впервые обсуждаться профессиональными художниками и критиками. В 1906 году ставший уже престижным журнал издает первый выпуск ежегодника "Декоративное искусство" ("Decorative Art"). В 1980-м - последний. На протяжении 75 лет выпуски "Декоративного искусства" служили - помимо источника информации о новейших достижениях в архитектуре, интерьере и бытовом дизайне - настоящим источником вдохновения для прикладных художников. Издательство "Taschen" предприняло переиздание избранных материалов из этих знаменитых ежегодников, разбив их по десятилетиям и по отдельным дисциплинам. Перед нами открывается уникальная возможность проследить эволюцию стилей и направлений дизайна на протяжении почти целого столетия. Данные три репринта посвящены декоративному искусству трех десятилетий: 70, 60 и 50-м годам. Эта эпоха отмечена чрезвычайно быстрой сменой техник и концепций, предлагавшихся различными школами и движениями, часто оппозиционными друг другу. Так если предыдущие десятилетия отличались неким спокойным "практицизмом" и исключительно утилитарным вектором в области дизайнерских разработок, то для послевоенного дизайна экспериментальный пафос начинает возрастать по экспоненте. Многие из дизайнерских проектов этого времени, например, вряд ли можно назвать "практическими". Скорее, это экспедиции художников в область невозможного и эксцентричного, но претендующего на то, чтобы так или иначе влиять на наше жизненное окружение. Из значимых тенденций можно отметить повышенный интерес дизайнеров, с одной стороны, к "природным материалам", обладающим некой естественной - "непривнесенной" - функциональностью, с другой - попытка довести до логического предела эстетику индустриальных артефактов. Интересно, что как в первом, так и во втором случае собственно "человеческое" в дизайне выносится за скобки: человек не "прилаживает", но "прилаживается" к предложенному ему состоянию вещей. Это и есть, наверное, в самом обобщенном виде "дизайнерское кредо" послевоенной эпохи.

Вышеуказанные тенденции в полной мере развились в 70-х: Луиджи Колани, Афра и Тобиа Скарпа, Этторе Соттсас и Ачиле Касильони - демиурги этого десятилетия, именно их творчество и представлено больше всего в ташеновском репринте "Декоративного искусства 70-х". Впрочем, не будем обижать и Кишо Курокаву, и Нормана Фостера, и Рихарда Майера, и, конечно же, Тео Кросби.

Движемся по нисходящей: 60-е. Именно в это десятилетие рождается то, без чего немыслим современный дизайн, - понятие "актуального жизненного стиля" как такового и отличающегося от старорежимного "way of life" прежде всего своей релятивной, предельно индивидуалистской установкой. 60-е отмечены все возрастающим соперничеством между индустриальным и авторским дизайном, "hand made" идеологией, вернувшей понятию "мануфактура" его изначальное значение (буквально - "сделанное руками"). Прибавьте сюда нашествие поп-арта и этнических артефактов, световой дизайн, игру с "синтетикой" и заново переосмысленный индустризм. Наконец - ирония, ирония, и еще раз ирония... Пожалуй, именно 60-е дали пример дизайна как некоего отстраненного во времени и в стиле высказывания. Имена: Пасмор, Пантон, Сафди, Паолоцци, ранний Соттсас.

50-е: рождение общества консумеризма с его тотальным оптимизмом и вызывающей непрактичностью, маскирующейся в формах "бытового комфорта" и в социально престижных жизненных технологиях. Дизайн перестает быть ответом на жизнь, а человеческая жизнь, в свою очередь, становится ответом на дизайн. "Жизнь равна дизайну" - вот формула дизайнерской революции 50-х. Из интересных наблюдений: новые дизайнерские технологии, получившие распространение в то время, пришли из предыдущего десятилетия и представляли собой своеобразную конверсию военных технологий. В оформительский обиход, например, вторгаются новые, доселе невиданные материалы - сложные пластики, фибростекло, синтетический латекс. Прибавим к этому невиданный строительный бум, охвативший обе стороны Атлантики: новые жилые зоны, возникшие в пригородах больших городов, становятся отличным рынком сбыта для самых что ни на есть экстраординарных идей. Интересно, что европейские дизайнеры, несмотря на более скромные показатели экономического роста, шли в своих разработках на больший риск, чем их американские коллеги, на европейском фоне выглядевшие скорее как романтики, чем авангардисты. Самые яркие из них также представлены в ташеновском репринте "Декоративного искусства 50-х": Джордж Нельсон, Чарльз Имс, Ханс Уэгнер и Джио Понти. Когда-то - сумасшедшие. Теперь - классики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1483
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1693
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1795
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4117

Другие новости