0
1399
Газета Арт Интернет-версия

31.05.2001 00:00:00

Герои жизни и сцены

Тэги: Старикова, Москва, стародавняя, герои, жизни, сцена


Старикова Л.М. Москва стародавняя: герои жизни и сцены. М.-Калининград: АРТ - Янтарный сказ, 2000, 384 с.

"Все умирает вместе с человеком, но больше всего умирает его голос", - говорил однажды стареющий Теофиль Готье Эмилю Бержера. Не такова ли и судьба, уготованная театральным постановкам прошлого?! Сойдя со сцены, они умирают - запечатленные в документах и мемуарах своего времени, но лишенные своего "голоса". Что уж говорить о театре XVIII столетия - эпохи, обаяние которой было во многом сосредоточено в ее театральности, в тесной, как никогда впоследствии, связи театра и жизни.

Людмила Старикова сознательно ограничила себя рассмотрением именно московской театральной жизни, она обнаруживает элементы театральности русской культуры не только в практике первого столичного придворного театра последней трети XVII века, но и в самом быте высшего русского сословия. Интересна уже сама постановка проблемы, выделяющая феномен особой, "московской" театральности. Ведь именно своеобычность московской сцены, ее отличия и от петербургской, и от провинциальной, заложенные в XVIII веке, сохранялись на протяжении всей истории русского театра и сделали исключительной редкостью переход актеров из московских театров в петербургские.

Причем автор не только останавливается на этом своеобразии, но и выделяет в нем различные пласты театральной культуры от придворного до частного и любительского театров. В центре повествования - московский житель "нового времени", облик которого складывается из ряда портретов известных деятелей эпохи. Это и боярин Матвеев, и увлеченная театром царевна Софья, и Шереметевы, и "благородный театрал" Апраксин, и Юсупов и многие другие.

Театральная биография стародавней Москвы, изобилующая новыми материалами и сведениями, базируется на огромной архивной работе. Большое количество тщательно подобранных фактов самого бытового характера вписано в духовные настроения эпохи. И здесь разными гранями одного и того же явления оказываются и нравы посетителей театра Локателли, и усадебный быт Кусково, и дикие причуды "московского проказы" Прокофия Демидова, разъезжавшего по улицам Белокаменной в странной упряжке с форейтором, половина ливреи которого была из дорогого сукна, а половина - из грубого сермяжного полотна, одна нога - в шелковом чулке и башмаке, другая в лаптях и онучах. При этом сильная сторона театрального москвоведения Стариковой - вкус к мелочам городской жизни, хроникальным сюжетам, описаниям нравов разнородной московской публики. Повседневная жизнь с ее бесхитростными заботами порой возносится на котурны высокой трагедии, делая понятными сегодняшнему читателю как велеречивость переусложненного барочного театрального действа с его многослойными аллегорическими, политическими, психологическими и прочими аллюзиями, так и "чувствительный" дух драматургии периода наполеоновских войн.

Пишет автор легко, остроумно, с безупречной достоверностью. Книга превращается в художественное произведение, а точнее, собрание научных новелл. Чего стоит история двух курляндских музыкантов, пытавшихся по истечении условленного в контракте срока тайком бежать на родину, но пойманных и водворенных обратно, - краткий штрих, так ярко характеризующий русскую действительность конца XVII века. Или прекрасные этюды о коронационных торжествах, театральном костюме, усадебном театре, пожаре Москвы 1812 года.

Невозможно не остановиться на оформлении большеформатного издания. По сути, это даже не книга, а художественный альбом, а точнее, книга и альбом в одном переплете. Огромное количество прекрасно подобранного изобразительного материала имеет ценность, едва ли уступающую самой книге. Автор свел воедино, пожалуй, весь корпус возможных изобразительных источников по истории театра этого времени: портреты, городские виды, проекты иллюминаций, чертежи зданий, театральные костюмы и декорационные эскизы, часть которых публикуется впервые. Изобразительный ряд занимает совершенно самостоятельное место в этом фундаментальном труде по истории московского театра и представляет интерес для отдельного изучения. Жаль, однако, что в этой работе отсутствуют не только комментарии и сноски, но и справочный аппарат. Нет указателей, нет списка иллюстративных материалов, уже одна подборка которых могла бы сделать честь весьма репрезентативному альбому по театральной истории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1447
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1651
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1763
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4070

Другие новости