0
1842
Газета Арт Интернет-версия

06.06.2002 00:00:00

Японская раковина и Черное море

Тэги: Япония, искусство


Джоан Стэнли-Бейкер. Искусство Японии. Пер. А.Гусева. - М.: Слово, 2002, 238 с.

Дэвид Тальбот Райс. Искусство Византии. Пер. М.Майской, К.Панас. - М. Слово, 2002, 252 с.

Два новых издания Большой библиотеки "Слова". Идеальное подспорье для студентов, сдающих историю искусства. Выдержали несколько переизданий в Европе, несколько запоздало дошли и до нас. За исключением некоторой устарелости терминологического аппарата вполне сохранили свою актуальность.

Островной мир

"Японская культура в целом чем-то похожа на раковину, которая открывается под повторяющимися атаками океана, захватывает частички песка с континента и превращает их в жемчужины. Подобные превращения совершенно ясно говорят о предпочтениях японцев, но, что важнее, они свидетельствуют об определенном типе восприятия".

Джоан Стенли-Бейкер в своем исследовании не пытается объять необъятное, легко оставляя за скобками важные аспекты японского искусства, как-то: театры Но и Кабуки и танцевальное искусство. Гораздо важнее для исследовательницы дать понять европейцу, что со своим аршином к японскому искусству и близко подходить нельзя. Через всю книгу она протягивает идейную ниточку о двух гранях японского искусства, двух взаимосвязанных тенденциях.

Одна линия - отражение внешнего мира (прямая имитация). Мир отражается в зеркале, которое как бы удерживает стороннего наблюдателя от проникновения в тонкий и эмоционально уязвимый внутренний мир японцев. В том случае если наблюдатель видит в японце лишь свое зеркальное подобие, он теряет интерес и не стремится проникнуть в зазеркалье.

Вторая тенденция обусловлена замкнутым и сдержанным характером островного народа. Она выразилась в особой поэтической образности, подарившей жизнь выразительным формам и средствам, свойственным только Японии. Таким образом японская культура защищает себя от волнений извне.

Зрители не-японцы, по мнению исследовательницы, более чутки к проявлению второй тенденции. Их привлекает именно японская странность, не всегда понятная и тем самым еще более пленительная.

В книге кратко изложена вся история японского искусства - с доисторических времен до нашего времени. Особо акцентируются моменты открытости, когда японская культура позволяла себе отказаться от привычной изоляции и вбирала в себя инородные элементы.

Христианский Восток глазами англичанина

О византийском искусстве у нас написано много. Русская искусствоведческая школа славится своими византинистами. Тем, кто знаком с трудами Лазарева и слушал лекции Поповой, исследование Райса, рассчитанное на массового европейского читателя, покажется поверхностным и наивным. Потому что византийское искусство, как бы то ни было, очень близко. В Киеве, Новгороде, Грузии и Армении, в работах Флоренского и Соловьева. Так или иначе мы находимся внутри него, до сих пор испытывая на себе его влияние. Поэтому стоит отнестись к англичанину более снисходительно, всегда есть что-то положительное во взгляде со стороны.

"Это было искусство, в котором преобладало отвлеченное абстрактное начало, а ритмическая структура и внутреннее духовное содержание имели большее значение, чем сходство с натурой". Интересно то, как Дэвид Тальбот Райс трактует это самое духовное содержание, зачастую противореча ортодоксальным толкованиям. В том же, что касается собственно фактуры, он по-английски безупречен и точен, а это две трети книги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1250
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1196
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1431
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1177

Другие новости