0
2190
Газета Арт Интернет-версия

16.11.2005 00:00:00

Икона как средство примирения

Ирина Языкова

Об авторе: Ирина Константиновна Языкова - искусствовед.

Тэги: икона, традиция, христианство


Иконопись - неотъемлемая часть православной традиции. Однако в последнее время интерес к иконе появляется и у представителей других христианских конфессий. Иконопись привлекает внимание католиков, украшающих свои храмы картинами и скульптурами. В то же время к иконам проявляют интерес и протестанты, традиционно негативно относящиеся к почитанию священных изображений. Почему это происходит? Это мода или характерное для современности смешение стилей и разрушение традиций? Или речь идет о попытке христианских конфессий преодолеть внутренний кризис за счет взаимного обогащения и своеобразного "культурного обмена"?

Запад открыл икону благодаря русским эмигрантам, которые, оказавшись за границей, пытались сохранить православную традицию именно для того, чтобы не раствориться в чуждой культурной и конфессиональной среде. Наиболее известными представителями иконописной школы русской эмиграции стали инок Григорий (Круга), монахиня Иоанна (Рейтлингер) и Дмитрий Стеллецкий. В то же время оказавшиеся за границей русские богословы, а именно Сергий Булгаков, Леонид Успенский, Владимир Лосский, развивали так называемое "богословие иконы".

Однако в послевоенное время то, что задумывалось как способ сохранения собственной традиции, начало привлекать внимание представителей других конфессий, в частности католицизма. В процессе обновления в 50-60-х гг. XX века Католическая Церковь не могла опираться исключительно на свой опыт и пыталась использовать ресурс восточного христианства. На II Ватиканском Соборе произошел пересмотр отношения Католической Церкви к православию. Интерес к восточной христианской традиции и иконописи как ее части в XX веке проявляли крупнейшие католические богословы: Анри де Любак, Ханс Урс фон Балтазар, Жан Даниэлу, Андре Шеню, Кристоф Шенборн.

Во многом распространению интереса к иконописи на Западе способствовала деятельность общества "Икона", организованного в 1927 г. в Париже старообрядцем Владимиром Рябушинским. Это общество выполняло заказы не только для православных храмов, но и для католических. Так, например, Георгий Морозов расписал церковь Святого Георгия в центре иезуитов Сен-Жорж под Парижем, а Пимен Софронов писал иконы для Восточного института в Ватикане.

В XX веке многие католические монастыри предпринимали попытки интеграции восточной духовной традиции в западную христианскую культуру. Яркий пример - Бенедиктинский монастырь Шевтонь в Бельгии, основанный священником Ламбером Бодуэном еще в 1925 г. Его литургическая жизнь протекает в двух обрядах - латинском и византийском. Монахи монастыря пишут иконы и приглашают иконописцев из Греции, Румынии, России. В 90-х гг. храм здесь расписывал архимандрит Зинон (Теодор).

Монах Шевтоня Фаддей Барнас так пишет об этом уникальном опыте: "Для многих из нас, и прежде всего для меня самого, опыт восточной литургии открывает путь к познанию свидетельства не только православных, но и всех христиан. Для того чтобы усвоить сложную символику византийского обряда, надо обладать дисциплинированностью, терпением и выносливостью. Этот длительный и многотрудный процесс познания приводит прежде всего к возобновленному пониманию нашей собственной веры в Иисуса Христа, притом на таком уровне глубины и широты, которого нельзя себе представить, не сделав шага навстречу братьям, живущим в иной христианской традиции".

Свой опыт освоения православных традиций есть в монастырях Нидральтайх в Германии, Бозе в Италии, во французской общине Беатитюд.

Старейшим католическим центром во Франции, активно перенимавшим восточнохристианский духовный опыт, долгие годы был Сент-Жорж в Медоне, два года назад прекративший свое существование. Он был организован иезуитами на базе Славянской библиотеки князя Ивана Гагарина. В течение тридцати лет сюда приезжали учиться иконописи со всего мира. Преподавал здесь известный иконописец, священник Игорь Сендлер, перу которого принадлежит ряд книг по технике иконописи.

Есть иконописные центры, где трудятся в основном миряне. Например, школа в Сериате при фонде "Russia Cristiana" под городом Бергамо в Италии. Этот фонд был основан в 80-е годы на базе общины, образованной священником Романо Скальфи для молитвы за верующих в коммунистической России. Задача "Russia Cristiana" формулируется так: возродить традиции западной духовности, уходящие корнями в первое тысячелетие, в эпоху неразделенной Церкви. Романо Скальфи считает, что икона - "сокровище, которое соединяет Запад и Восток, потому как свое рождение оно обрело в единой Церкви".

Итальянская культура основана на классических - античных и раннехристианских - традициях. В Риме, Равенне и других городах Италии сохранились древние мозаики, фрески, иконы. И сегодня итальянцы не без влияния русских возвращаются к этим истокам. В иконописной школе при "Russia Cristiana" много лет здесь преподавал Адольф Овчинников - известный современный иконописец и реставратор Всероссийского художественно-научного реставрационного центра им. Грабаря. В церкви при фонде находится написанный Овчинниковым иконостас, выполненный в традициях Псковской школы. Сегодня в "Russia Cristiana" работают и свои мастера, успешно передающие свой опыт другим.

Увлечение иконой не обошло и Ватикан. В конце 90-х гг. Папа Иоанн Павел II пригасил для украшения капеллы "Mater Redemptoris", посвященной двухтысячелетию христианства, российского мастера Александра Корноухова. Корноухов работает в технике мозаики, уходящей корнями в искусство античности и первых веков христианства. Для украшения капеллы была разработана концепция, в которой воплотилась идея единства христианской традиции. В изображении Небесного Иерусалима можно увидеть восточных и западных святых: Франциска и Клару, преподобного Серафима Саровского, Великую княгиню Елизавету Федоровну, блаженного Августина. В центре композиции - образ Богоматери с младенцем. Небесный Град окружен стенами, вне которых остаются вражда и ненависть.

Работа над мозаикой не была закончена Корноуховым, ее продолжил другой художник - священник Марк Рупник, директор центра Аллети в Риме. Его мозаики выполнены в ином стиле. Продолжая заданную Корноуховым тему, Рупник развивает ее в более динамическом ритме. Его образы современны, остры, несколько гротескны. Умиротворенности и созерцательности восточной стены противопоставлен экстаз и духовное напряжение западной. В определенной степени можно сказать, что стены контрастируют между собой, вызывая диаметрально противоположное ощущение образа. Традиционный язык русского мастера продиктован желанием рассказать современному миру о вечных и неизменных христианских истинах. Западный, напротив, говоря на языке модернизма, преподает вечные истины как последнюю новость, увлекая зрителя в энергетическую воронку за пределы этого мира. Общее пространство мозаики было призвано символизировать историческую встречу Запада и Востока, но в то же время разница стилей подчеркивает тот отпечаток, который наложило многовековое разделение Церквей на развитие православной и католической культур.

Сегодня границы между странами и культурами стали прозрачными и богатства православия открываются другим традициям. Икона уже не воспринимается как искусство, принадлежащее только русским, или грекам, или христианскому Востоку. В начале нового тысячелетия икона осознается как общее достояние христианской культуры.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
1264
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
1058
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
1587
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
1179

Другие новости