0
6107
Газета Арт Интернет-версия

05.03.2008 00:00:00

Апокалипсис в графике: "Волхвы" и "Царь Дадон" художника Александра Воронкова

Владимир Погодин

Об авторе: Владимир Погодин - историк искусства.

Тэги: художник, искусство, картина


художник, искусство, картина

Московский художник Александр Воронков представляет новую грань современного искусства – графическую историческую картину, сложную по композиционной идее, многомерную по способу отражения замысла, с внутренней драматургией решений. Путь к своему жанру начался у художника с его работы «Близь есть при дверех┘», защищенной в 1990 году в качестве дипломного проекта в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова. Экзаменационной комиссии были представлены сюжеты, которые немногим ранее считались крамолой. В них св. Иоанн Кронштадтский причащает царскую семью, а вожди Октябрьской революции Ленин, Троцкий, Свердлов и другие отождествлены с лжепророками из Евангелия от Матфея: «┘и многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф. 24:11).

Молодой мастер вступил в жизнь с репутацией восходящей звезды, но с отсутствием каких-либо ясных творческих перспектив. В 1990-е годы он создал несколько живописных произведений, посвященных христианской исторической проблематике, исполнил росписи в храме Святой Троицы при подмосковной усадьбе Остафьево близ Подольска. В те же годы началась работа над полотном «Волхвы» (илл. 1), которое было представлено публике в 2005 году.

Сюжет поклонения волхвов младенцу-Христу автор осмыслил в образно-поэтических, метафорических категориях. Такой масштабный замысел мог появиться только в результате глубоких раздумий над эмоциональной притягательностью евангельских текстов. Решение сюжета при всей его сложности восходит к памятникам древнерусской иконографии. Вместе с тем некоторые фигуры, не потеряв точности и ясности формы, обрели своеобразный мистический подтекст.

Большая композиция неизменно вызывает интерес зрителей. Одним нравится многозначность раскрытия фабулы, ее полифоническая глубина. Другие жаждут буквальности. «А почему в картине носорог?» – спрашивают они. Художник отвечает: «Напрягите воображение. Ведь сказано, что и Африка поклонилась Ему». Другой вопрос: «А почему впереди всех несется вперед сказочный единорог?» Ответ: «Разве волхвы – не звездочеты и волшебники? Чудесный зверь – их постоянный спутник на дорогах познания грядущего».

Новая большая работа Воронкова «Царь Дадон, или Сказочка о конце света» (илл. 2, 3, 4) была представлена публике в этом году в Паломническом центре Московского Патриархата. Художник переосмыслил известную сказку А.С.Пушкина в философско-религиозном ключе. «Великий русский стихотворец в молодости бравировал «афеизмом», – подчеркивает Воронков. – С ростом жизненного опыта он пришел к православию. Пушкина волновало противоречие между свободой воли и нравственной ответственностью за прожитую жизнь. В этом урок нам всем». Не случайно в картине появляются кони апокалипсиса. Не жертвы жизненного курьеза, но безоглядные себялюбцы совершают в картине трагический путь к бездне ада, к черной звезде – «имя же ей полынь».

Творчество молодого художника свидетельствует о том, что в современной русской культуре традиция продолжает жить, не окаменевая. А рождение шедевров – момент действительно непредсказуемый. Самое главное, что они есть.





Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
1127
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
590
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
596
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
538