0
5825
Газета Арт Интернет-версия

05.03.2008 00:00:00

Апокалипсис в графике: "Волхвы" и "Царь Дадон" художника Александра Воронкова

Владимир Погодин

Об авторе: Владимир Погодин - историк искусства.

Тэги: художник, искусство, картина


художник, искусство, картина

Московский художник Александр Воронков представляет новую грань современного искусства – графическую историческую картину, сложную по композиционной идее, многомерную по способу отражения замысла, с внутренней драматургией решений. Путь к своему жанру начался у художника с его работы «Близь есть при дверех┘», защищенной в 1990 году в качестве дипломного проекта в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова. Экзаменационной комиссии были представлены сюжеты, которые немногим ранее считались крамолой. В них св. Иоанн Кронштадтский причащает царскую семью, а вожди Октябрьской революции Ленин, Троцкий, Свердлов и другие отождествлены с лжепророками из Евангелия от Матфея: «┘и многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф. 24:11).

Молодой мастер вступил в жизнь с репутацией восходящей звезды, но с отсутствием каких-либо ясных творческих перспектив. В 1990-е годы он создал несколько живописных произведений, посвященных христианской исторической проблематике, исполнил росписи в храме Святой Троицы при подмосковной усадьбе Остафьево близ Подольска. В те же годы началась работа над полотном «Волхвы» (илл. 1), которое было представлено публике в 2005 году.

Сюжет поклонения волхвов младенцу-Христу автор осмыслил в образно-поэтических, метафорических категориях. Такой масштабный замысел мог появиться только в результате глубоких раздумий над эмоциональной притягательностью евангельских текстов. Решение сюжета при всей его сложности восходит к памятникам древнерусской иконографии. Вместе с тем некоторые фигуры, не потеряв точности и ясности формы, обрели своеобразный мистический подтекст.

Большая композиция неизменно вызывает интерес зрителей. Одним нравится многозначность раскрытия фабулы, ее полифоническая глубина. Другие жаждут буквальности. «А почему в картине носорог?» – спрашивают они. Художник отвечает: «Напрягите воображение. Ведь сказано, что и Африка поклонилась Ему». Другой вопрос: «А почему впереди всех несется вперед сказочный единорог?» Ответ: «Разве волхвы – не звездочеты и волшебники? Чудесный зверь – их постоянный спутник на дорогах познания грядущего».

Новая большая работа Воронкова «Царь Дадон, или Сказочка о конце света» (илл. 2, 3, 4) была представлена публике в этом году в Паломническом центре Московского Патриархата. Художник переосмыслил известную сказку А.С.Пушкина в философско-религиозном ключе. «Великий русский стихотворец в молодости бравировал «афеизмом», – подчеркивает Воронков. – С ростом жизненного опыта он пришел к православию. Пушкина волновало противоречие между свободой воли и нравственной ответственностью за прожитую жизнь. В этом урок нам всем». Не случайно в картине появляются кони апокалипсиса. Не жертвы жизненного курьеза, но безоглядные себялюбцы совершают в картине трагический путь к бездне ада, к черной звезде – «имя же ей полынь».

Творчество молодого художника свидетельствует о том, что в современной русской культуре традиция продолжает жить, не окаменевая. А рождение шедевров – момент действительно непредсказуемый. Самое главное, что они есть.





Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1625
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1822
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1932
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4304

Другие новости