0
2095
Газета Арт Интернет-версия

19.03.2008 00:00:00

"Толстый и спокойный христианин"

Тэги: честерон, детективы, вера


честерон, детективы, вера Честертон выражает позицию морального большинства, которое часто лишается права голоса.
Фото 1914 года. Источник: en.wikipedia.org

Гилберт Кийт Честертон пришел в мою жизнь не тогда, когда я был атеистом. То есть детективы Честертона я читал еще подростком, но отчего их героя, Брауна, честертоновского Шерлока Холмса, называют «отцом», не понимал.

Позже, в университетско-неофитские годы, я читал эссе Честертона, как Штирлиц шифровки из Центра. Нет, наоборот – как в Центре читали закодированные подпольщиками объявления в немецких газетах: с радостью «посвященного» узнавая библейские аллюзии и ненавязчивые упоминания о Творце.

А уже в семинарии, а значит, в 86-м, до меня дошел самиздатский машинописный Честертон.

И это была та истина, которую, по слову Высоцкого, «передают изустно». Честертон исцелил меня, защитил от невроза. Советский верующий постоянно находился в состоянии самозащиты. Он чувствовал, что защищается даже от самого себя, от своего собственного былого неверия, от прежних жизненных привычек. Порой он переживал свою веру истерически – «вопреки всем и всему!».

И вдруг на пути у советского верующего встает толстый и абсолютно спокойный христианин, который сверху вниз смотрит на всех Берлиозов. Человек, который знает, во что он верит и почему, и знает цену тому, во что он не верит.

Сам Честертон считал, что его вера авантюрна и романтична. Для Англии это, наверное, так. Но, с точки зрения советского неофита, его вера дышала нормой, здравостью. Мы тут были альпинистами и экстремалами: «расформированное поколенье, мы в одиночку к истине бредем» (Андрей Вознесенский). А вера Честертона – это английский сад, давно и любовно растимый. Были в этом саду дивные садовники и века назад, и вчера. Есть они сегодня, а потому и завтра вот эта древняя буковая аллея приведет к по-прежнему заросшему, но отнюдь не вонючему пруду.

Честертон показывает, что вера – это норма. Для московского метро 80-х его пассажир, едущий в нем на всенощную, анормален. А в мире Честертона ты узнаешь, что на самом деле вера – это нормально. И это даже не набор творческих антиномий в духе Павла Флоренского.

Христианство знает о своих абсурдах. Честертон же позволяет понять, что даже абсурд в христианстве уместен, потому что он осмыслен, радостен и человечен.

Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал о предреволюционных годах. Его младшая сестра училась в женской гимназии, когда он уже был ректором Петроградской семинарии. И однажды сестра ему сказала: «Помоги мне, пожалуйста. Наш преподаватель по биологии все твердит, что мы от обезьяны произошли. Но что ему ответить? Я ведь сердцем чувствую, что это не так, а аргументов не хватает». Отец Вениамин пошел в семинарскую библиотеку и взял толстенный справочник на эту тему. Это была очень ученая книжка, библиография за последние 30 лет, включающая в себя описания всех статей и книг с научной критикой дарвинизма, изданных в европейских научных журналах.

Этот том он передал сестре, чтобы та сама читала и искала ответы на свои вопросы. Через несколько месяцев он зашел в ее комнату и увидел, что книга лежит в дальнем углу и под толстым слоем пыли. На вопрос «Ты ее читала?», он конечно, получил отрицательный ответ. Тогда он попытался забрать книгу, но сестра отказала ему и в этом. Свой отказ вернуть книгу, которую и не собирается читать, девушка объяснила так: «Сама-то я знаю, что меня создал Господь. Но вот если какой дарвинист будет меня задирать – я дам ему по голове именно этой книжкой! Она у меня тут просто лежит – а у меня на сердце от того спокойно».

В советские времена книги Честертона были такой же психотерапией. Человеку трудно всегда быть в меньшинстве. А с толстым, разумным, уверенным Честертоном мир твоей веры (о котором ты и сам еще слишком хорошо помнил правду – как ты ее вымучивал в себе, как ее создавал, растил, порой даже фантазировал) становился надежнее.

В вере советских людей было много слез и гнева. А Честертон мог добавить в нее остроумия. Это очень важное качество. Потому что в нашей церковной жизни катастрофически не хватает этого самого остроумия, включающего в себя самоиронию. А у Честертона все это есть. И хотя любимая мною Наталья Леонидовна Трауберг, известный переводчик Честертона, говорила в связи с его книгами об отчаянии, про себя могу сказать: я полюбил Честертона не в отчаянии и не от отчаяния.

Сегодня здесь недоумевали: почему на презентацию полного собрания сочинений Честертона пришло так много народа? Но ведь это вполне понятно. Мне кажется, что популярность Честертона в нашей стране с каждым десятилетием будет лишь возрастать. Прежде всего по той причине, что он нормален. Тогда как про наш мир все реже становится возможным сказать то же самое.

Я думаю, что Честертон выражает позицию морального большинства, которое тем не менее часто лишается права голоса. И в СМИ, и при определении политических приоритетов. Сегодня нам навязывается новая идеология политкорректности, которая предполагает, что христианин может говорить, только стоя на коленях и все время каясь перед всеми. В таком мире Честертон позволяет сохранить ясную ориентацию – во всех смыслах этого слова. Мне кажется, мы доживем до такого времени, когда Честертон снова будет подпольным писателем и мы снова будем читать его под одеялами и под подушками, втайне пересказывать друг другу какие-то его сюжеты и аргументы. Честертону было не привыкать находиться в меньшинстве, как, например, католику в протестантской стране. Читателям Честертона не привыкать плыть против течения.


Алек Гиннесс в роли отца Брауна – самого известного персонажа Честертона.
Кадр из фильма «Отец Браун» 1954 года

Так католик Честертон или нет? В его книгах я не встречал ничего специфически католического с точки зрения догматики. Но сводится ли вероисповедание только к перечню тех или иных догматов? Есть ведь и иные нормы и влияния. Вот, например, в истории европейского как народного, так и «высокого» католичества в Западной Европе игровой и визионерский моменты присутствовали в большей степени, нежели в православии. От ультрареалистических испанских распятий XVI века прямой путь лежит к фильму Мэла Гибсона «Страсти Христовы». От европейского церковно-народного театра – дорога к отцу Брауну. Не думаю, что какой-нибудь православный современник Честертона мог бы сделать священника персонажем детективных рассказов, встроить в детектив элементы богословия, да еще и с таким чувством юмора. У нас, конечно, тоже были «христианские детективы», но они были предельно серьезными. Например, «Преступление и наказание».

Там, где игра, – там ненавязчивость. Раз детектив, значит, недидактический разговор, причем о том, что выше всего, а значит, и дидактичнее всего – о вере. Но разговор не ex catedra, а «без пиджаков» (в смысле – «без рясы»). Вот этой интонации разговора на равных, а не проповеди «сверху вниз» так не хватает русской церковной жизни.

Может быть, потому, что Англия – родина масонства, она раз за разом преподносит нам примеры удивительной проповеднической маскировки┘ Совсем вроде продвинутый человек, и язык у него, и манера держаться вполне светские и современные┘ И вдруг там, где никто уже не ожидал от него отхода от генеральной линии Либеральной партии, он вдруг проговаривается о своем благоговейном отношении к Евангелию, причем понятому вполне традиционно┘

Напомню, что Джоан Роулинг по завершении саги о Гарри Поттере призналась, что она католичка и с самого начала знала, что концовка всей ее эпопеи будет евангельской. Однако Роулинг сказала, что она специально прятала это, «чтобы не отпугнуть детей».

Вот он, «дивный новый мир», в котором писатель-христианин должен прятать свои убеждения, а его коллега может гордо демонстрировать свою ненависть к христианству, и пресса будет в восторге от его сказок и интервью.

Пока православная общественность воевала с «Гарри Поттером» (на мой взгляд, совершенно незаслуженно), мы не заметили действительного врага. Это сказочная трилогия Филиппа Пулмана – «Северное сияние», «Чудесный нож» и «Янтарный телескоп». Ее уже начали экранизировать, первый фильм называется «Золотой компас». На последней странице его эпопеи дети-герои прощаются, расходятся по своим мирам и подводят итог своего 13-летнего жизненного пути: «Главного мы добились – Царство Небесное уничтожено». На вопрос девочки «Что же делать дальше?» мальчик отвечает: «Будем строить Небесную Республику».

К сожалению, у меня нет знакомых в литературных кругах Англии, иначе я непременно попросил бы их выяснить, читал ли Филипп Пулман журнал «Воинствующий безбожник» за июль 1924 года. Это был первый номер «Безбожника». В нем была опубликована статья Николая Ивановича Бухарина, в которой он пишет следующее: «Русский пролетариат сшиб, как известно, корону царя. И не только корону, но и голову. Немецкий ≈ свалил корону с Вильгельма, но голова, к сожалению, осталась. Австрийский рабочий добрался до короны, не добрался до головы, но король сам испугался и от испуга умер. Недавно греки сшибли еще одну корону. Словом, на земле на этот счет не приходится сомневаться: рискованное дело носить это украшение. Не совсем так обстоит дело на небе... Международные боги... еще очень сильны... Так дальше жить нельзя! Пора добраться и до небесных корон, взять на учет кое-что на небе. Для этого нужно прежде всего начать с выпуска противобожественных прокламаций, с этого начинается великая революция. Правда, у богов есть своя армия и даже, говорят, полиция: архистратиги разные, Георгии Победоносцы и прочие георгиевские кавалеры. В аду у них настоящий военно-полевой суд, охранка и застенок. Но чего же нам-то бояться? Не видали мы, что ли, этаких зверей и у нас на земле? Так вот, товарищи, мы предъявляем наши требования: отмена самодержавия на небесах... выселение богов из храмов и перевод в подвалы (злостных ≈ в концентрационные лагеря); передача главных богов, как виновников всех несчастий, суду пролетарского ревтрибунала».

Что это – присвоение идей или сходство головных мутаций? Я же, пытаясь подражать честертоновской трезвости, в ответ на столь пылкое богоборчество скажу: ребята, пафос вашего «кампфа» показывает, что вы отнюдь не атеисты. С миражами так не борются. Так ненавидят давних и реальных знакомых, когда-то уже преданных. Между таким атеизмом и сатанизмом нет преград. Что уже давно установил научный симпозиум на Патриарших в составе товарищей Берлиоза, Бездомного и одного знатного иностранца┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1761
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4313
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2366
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2684

Другие новости