Подоплека
Первый конкретный исторический факт применения биологических средств диверсионным способом имел место в 1763 г. на американском континенте. Комендант крепости Форт-Питт полковник Букэ обеспечил доставку и вручение, как бы в знак доброй воли, индийским вождям одеяла и платки, взятые из госпиталя для больных оспой. Тотчас же после вручения этих "данайских даров" среди индейских племен в штате Огайо вспыхнула серьезная эпидемия этой болезни.
НЕОСПОРИМЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
В военной практике пальма первенства в применении биологических средств принадлежит немцам в годы Первой мировой войны. В частности, немецкие агенты в Цюрихе пытались вызвать эпидемию холеры в соседних государствах, прежде всего в Италии. Имеются и другие неопровержимые факты и примеры.
Хотя биологические средства не принесли ожидаемых результатов во время первой мировой войны, обеспокоенное мировое сообщество на ассамблее Лиги Наций осудило любые попытки биологической войны и 17 июня 1925 г. в Женеве представителями 48 государств (в том числе США и Японией) был подписан "Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых, других подобных газов и бактериологических средств". Вместе с тем, когда в 1926 г. протокол был представлен на ратификацию сената США, он оказался отклоненным большинством голосов, а спустя 21 год президент Трумэн в апреле 1947 г. вообще изъял этот протокол из сената вместе с другими "устаревшими" договорами.
Практически аналогично поступает и правительство Японии, которое с 1935 г. берет прямой курс на изыскание возможностей по разработке и применению биологического оружия. В это время на территории оккупированной Манчжурии в обстановке строжайшей секретности создаются специализированные лаборатории-отряды: # 731, во главе с известным бактериологом генералом Исии Сиро, и # 100, которым руководил ветеринарный врач генерал Вакамацу. О масштабах подготовки и совершенных ими преступлениях мир узнает лишь в 1945 г. после разгрома Квантунской армии, в составе которой работали оба отряда.
Не отставала от своего партнера и фашистская Германия. Нюрнбергский процесс показал, что гитлеровцы с 1943 г. активно готовились к биологической войне в мировых масштабах. Именно с этого времени известный профессор Бломе занимает у Геринга пост заместителя и начинает практически руководить всей подготовкой вермахта к биологической войне. Под Познанью создается специальный институт, в котором выращиваются возбудители опасных болезней, проводятся широкомасштабные эксперименты над военнопленными, в том числе и по заражению сибирской язвой. И, возможно, только стремительное наступление Советских войск смогло спасти Европу от биологической войны.
СМЕРТОНОСНЫЙ КОНВЕЙЕР
Как это ни странно, человеконенавистнические замыслы милитаристов, впоследствии официально осужденные Нюрнбергским и Хабаровским трибуналами, находят своих последователей в США. Систематические исследования в области биологического оружия начинаются в Америке с 1941 г., для этого формируется специальная военно-научная исследовательская служба.
Создаются специально спроектированные учреждения, в которых развертываются интенсивные исследовательские работы: в главном центре в Форт-Детрике (штат Мэриленд); в экспериментальной лаборатории в Паскагуле (штат Миссисипи); на полигоне в Дагуэйе (штат Юта); лаборатории для исследования возможностей массового производства биологических средств в Виго (штат Индиана); на экспериментальном заводе по производству биологических средств в Пайн-Блаффе (штат Арканзас). Численность персонала только в этих пяти засекреченных центрах составляет более 14 тыс. человек, в том числе 4 тыс. офицеров. Ежемесячно в лаборатории поставляются десятки тысяч различных животных для проведения экспериментов.
В дальнейшем развертывается целая сеть микробиологических лабораторий в 18 странах мира. На исследования выделяются значительные ассигнования и работы ведутся весьма напряженно, но и плодотворно.
Одновременно на Западе все более интенсивно ведется приобщение общественного мнения к мысли о подготовке к биологической войне. И в мае 1947 г. в научном журнале "Journal of immunology" появляется известный доклад ученых биологов Розбери, Кэбета и Болдта "Бактериологическая война", где весьма подробно и открыто описываются и анализируются возбудители 70 инфекционных заболеваний, из которых 33 признаются абсолютно пригодными в биологической войне. В 1949 г. выходит научно-популярная книга Розбери "Мир или чума", в которой американского обывателя открыто убеждают, что применение биологического оружия в вооруженных конфликтах будущего вполне закономерно и принесет стране большие выгоды, так как атакует только человека и базу его питания, не уничтожая материальных ценностей.
С особой интенсивностью смертоносный конвейер производства биологического оружия раскручивается после утраты США монопольного владения ядерным оружием. При этом полигоном для испытания биологических средств с 1951 г. послужила Северная Корея, где неоднократно отмечались случаи рассеивания с самолетов большого количества зараженных насекомых, распространяющих бактерии различных смертельных болезней.
Отдельные случаи применения биологического оружия отмечались и в ходе войны во Вьетнаме. Так, многие специалисты связывают вспыхнувшую в 1966 г. в Южном Вьетнаме эпидемию чумы с переброской из США филиала института, занимающегося методами ведения биологической войны.
НЕ ПОЖАТЬ БЫ БУРЮ
В дальнейшем, на основе проведенных испытаний, исследования в области биологического оружия неуклонно активизируются. Несмотря на то, что мировое общественное мнение осудило биологическое оружие, оно официально входит в военную науку, как одно из основных средств истребления людей. К середине 60-х гг. были завершены основные фундаментальные исследования в области боевого применения биологических средств, включая методы распыления сухих рецептур, использования в качестве средств доставки головных частей оперативно-тактических ракет и другие. Принимаются и поступают в войска устав армии США РМ 3-10 "Применение химического и биологического оружия" и техническое наставление ТМ 3-216 "Военная биология и средства биологической войны".
Биологический "ящик Пандоры" оказался полностью заполненным, и только понимание, что аналогичные исследования проведены и в других странах, в первую очередь - в СССР, в какой-то мере остужало горячие головы политиков и военных, заставляло прислушиваться к мировой общественности, которая резко осуждала и высказывала серьезные опасения по поводу разработки и применения биологического оружия. Призывы отказаться от разработок и исследований в области биологического оружия звучали на Пагуошской конференции ученых в 1959 г., в резолюциях ООН 1966 г. и 1968 г.
В 1972 г. Организация объединенных наций принимает "Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении". В настоящее время конвенцию подписали около 140 государств.
В 1975 г. Конвенция была ратифицирована в СССР и США. Спустя 50 лет конгресс США возвращается к рассмотрению Женевского протокола 1925 г. и ратифицирует его.
Но закончились ли на этом изыскания в области биологического оружия в США? Оставим этот вопрос без однозначного ответа, но приведем лишь несколько примеров. В начале 70-х гг. эпидемия чумы свиней практически полностью уничтожает поголовье этих животных на Кубе. В 1978 г. грибковое заболевание поражает сахарный тростник и табак, являющиеся основными продуктами экспорта Кубы. Там же, в 1981 г. вспыхивает эпидемия лихорадки Денге, начавшаяся сразу в нескольких удаленных друг от друга частях острова и вызванная никогда ранее не встречавшимся в данном регионе штаммами возбудителя болезни.
В 1995-1996 гг. в армии США проводится полная вакцинация всего личного состава против сибирской язвы. В настоящее время американские специалисты проявляют усиленный интерес к бывшему советскому полигону на острове Возрождения в Аральском море. Правительству Узбекистана предложена помощь в проведении работ по рекультивации почвы и уничтожению в ней спор сибирской язвы. Таков далеко не полный перечень фактов последних лет.
В русском языке есть пословица "Что посеешь, то и пожнешь", которая в англо-американском переводе звучит так: "Посеешь ветер - пожнешь бурю". Применение биологического оружия - тягчайшее преступление против человечества, независимо от того, где и в какой форме оно было совершено.