0
1264
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

09.12.1999 00:00:00

Роды Шукшина


Владимир Коробов. Василий Шукшин: Вещее слово. - М.: Молодая гвардия (Серия "ЖЗЛ"), 1999, 405 с.

О ШУКШИНЕ невозможно писать плохо. Но не хочется и "заезженно" - мол, был Василий Макарович олицетворением широкой, вечно-доброй, по-настоящему русской души и так далее. Разбираться в его прозе с филологической точки зрения интересно. Но просто читать лучше. Разбираться в его фильмах с киноведческой точки зрения тоже интересно. Но просто смотреть опять-таки лучше. Примерно это хотел сказать своей книгой Владимир Коробов, хотя и посвятил ее именно творчеству Шукшина. Вот как он пишет о своем замысле: "Более всего в новой работе я стремился передать "сложность" и "праздничность" - историю души, диалектику человеческого и творческого характера Василия Макаровича Шукшина".

Книга написана крайне деликатно, о личной жизни в ней нет практически ни строчки - может быть, потому, что написана она была двадцать лет назад (хотя это и вторая книга Коробова о Шукшине - первая вышла в 1977 году в издательстве "Советская Россия"), а может быть, и это самый лучший вариант: имя Шукшина хранит в себе некую возвышенную непорочность. Правда, приводятся в ней отрывки из воспоминаний матери первой дочери Шукшина, Виктории Софроновой, но и в них обходятся стороной личные отношения.

Нет в книге и литературо- или киноведческого "разбирательства". Автор хотел доказать, что все, сделанное Шукшиным, было органично и живо, что стремление быть сразу всем (единым сценаристом, режиссером, актером) также исходило из его чувства жизни как таковой. То же самое можно сказать и о вечном противопоставлении Шукшина другим кинорежиссерам, в частности его сокурснику по ВГИКу Андрею Тарковскому, о неприятии Василием Макаровичем так называемой "режиссерской науки", в которой он видел много надуманных, символических "красивостей", и его стремлении "брать" искусство прямо из жизни. "У этого метода было много достоинств, главное из которых - произведения не сочинялись, не делались, а рождались. Могли выйти когда более удачными, когда менее, но всегда - живыми. Этот метод позволял записать в полночь первую фразу рассказа, а уже ранним утром поставить в нем последнюю точку. Он вынашивал постоянно сразу несколько произведений, и "роды" шли друг за другом. Художник иногда уже и не поспевал, и надрывался, особенно когда носил в себе большую по объему вещь, но работать по-другому, "экономить", щадить себя не мог и не хотел".

Автора этой книги, как пишет в послесловии Александра Коробова, неоднократно ругали за обилие в ней цитат - он прочитал, наверное, все воспоминания о Шукшине его коллег, и кроме того, постоянно ссылается на творчество самого Василия Макаровича. На самом деле это входит в задумку Владимира Коробова - цитатами он хотел как можно больше приблизиться к Шукшину, войти в его художественный мир и показать его окружающим, которые чего-то не понимают, а по-другому не объяснишь... Как пишет А.Коробова, "чем пересказывать что-то, куда лучше уж процитировать оригинал". Хотя многообразие цитат всегда портит художественное произведение, в данном случае они действительно вписываются в его канву. Эту книгу можно прочитать и сохранить самые лучшие впечатления и о стиле, и об авторе, и, собственно, о прекрасном понимании им живой личности и живого творчества Василия Макаровича... Но также можно и не читать - книги и фильмы Шукшина в любом случае все будут продолжать читать, смотреть и любить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1264
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
775
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1429
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1078

Другие новости