0
1131
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

04.10.2001 00:00:00

Петит


Сто аспирантов и один снежный человек

А.И. Зевелев. Я - историк и этим горжусь. - М.: МГУ сервиса, 2001, 90 с.

ЭТИ ВОСПОМИНАНИЯ интересны вдвойне. Александр Зевелев - ученый "мифлийской генерации", исследователь российских политических процессов XX века, доктор наук, профессор, академик РАЕН. Так что автор выступает не только в роли мемуариста. Как профессиональный историк он осмысливает события своей жизни на фоне глобальных коллизий прошлого.

Поступление юноши из отдаленного белорусского местечка в знаменитый МИФЛИ можно было считать сказкой, ставшей действительностью. В те времена институт являлся оазисом свободомыслия, который удивительным образом миновали политические чистки и где давление идеологического пресса было ослаблено. Зевелев пишет и об атмосфере МИФЛИ, и о тех, кто составлял цвет тогдашней исторической науки - Исааке Минце и Николае Рубинштейне. Особенно интересна психологическая характеристика Александра Шелепина, который, по свидетельству автора, еще в ифлийские годы мечтал о карьере вождя.

Потом началась война. Зевелев ушел на фронт добровольцем, участвовал в обороне Москвы, шел правофланговым в знаменитом параде 7 ноября 1941 г. на Красной площади, воевал в партизанских отрядах на Брянщине и в Белоруссии. Воспоминания о разведывательно-диверсионной работе в таинственном ОМСБОН (отдельная мотострелковая бригада особого назначения) приоткрывают одну из малоизученных страниц Великой Отечественной войны - роль подразделений специального назначения в решении стратегических задач командования. Данная тема весьма важна, учитывая попытки оптимизации сил спецназа в современной Российской армии.

После выписки из госпиталя Зевелев с головой ушел в научную работу. Сначала жил в Ташкенте (где некоторое время был спичрайтером "советского эмира" Рашидова), затем переехал в Москву. А в области педагогики его можно считать рекордсменом - под его началом защитились более ста аспирантов и докторантов.

Кстати, Зевелеву не чуждо чувство сверхъестественного. В одной из глав описывается, как он, профессор и академик РАЕН, искал следы "снежного человека".

Что само по себе невероятно.

В.Э. БагдасарЯн, доктор исторических наук

С Бетховеном на дружеской ноге

Вспоминая Бетховена. Биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. - М.: Классика-XXI, 2001, 224 с.

ПРЯМО скажем: не повезло композитору с биографами. Никто из тех, кого Бетховен прочил на эту роль - то были венский скрипач Карл Хольц и лейпцигский музыкальный критик Иоганн Рохлиц - не только не исполнили завещание композитора, но даже не оставили никаких мемуарных свидетельств. Первые биографы Бетховена "со стороны" тоже не внесли ценной лепты в дело его увековечивания: их труды грешили одни - профессиональной занудностью, другие - фактическими погрешностями. Так что биографические заметки, написанные совместно двумя друзьями Бетховена пианистом Фердинандом Рисом и врачом Францем Вегелером - первое наиболее достоверное свидетельство об образе жизни, темпераменте и профессиональных тайнах композитора. Изданы эти заметки были в 1838 году. Впрочем, биографией в полном смысле этого слова сочинение Вегелера и Риса, конечно же, не является. Это всего-навсего ладно подогнанные друг под друга зарисовки их многолетнего, но нерегулярного общения. Много воспоминаний о детстве и юношестве. Еще больше - писем зрелого периода. Впечатление создается стихийное, но яркое. Наверное, адекватное. Тем же читателям, которые не удовлетворятся дружескими свидетельствами Вегелера и Риса, редакторы предпослали обширные примечания - они составляют около четверти всего издания.

Сага о Валленберге

Джон Бирман. Праведник. Рауль Валленберг. Биография. Факты. Документы. - М.: Текст, Рудомино, 2001, 400 с.

ПЯТНАДЦАТЬ лет назад за одно только упоминание этого имени в Советском Союзе можно было поплатиться свободой. Между тем Запад многое бы отдал - и действительно многое предлагал - чтобы узнать хоть что-то о судьбе этого человека. Для Запада Рауль Валленберг был легендой. Для КГБ - политическим заключенным. В Швеции, на родине Валленберга, еще в середине 1980-х упорно верили, что он жив. Кремль настаивал, что Валленберг умер аж в 1947-м. Шведы все-таки продолжали искать и - тому подтверждение книга Бирмана - ищут до сих пор.

Потому как на Западе Рауль Валленберг - личность столь же известная и уважаемая, как Оскар Шиндлер. До тридцати одного года Валленберг был всего лишь баловнем судьбы, неоперившимся отпрыском богатой шведской фамилии. Но все изменилось в 1944 году, когда Валленберг на правах дипломата уехал в Будапешт спасать венгерских евреев, над которыми уже был занесен карательный меч "окончательного решения еврейского вопроса". На какие ухищрения он шел - об этом рассказывается в первой части книги Бирмана. Свидетели тех событий утверждают, что Валленберг не чурался ни подлогов, ни подкупов, ни откровенного блефа. Как ему удавалось обводить вокруг пальца опытных нацистов - одному Богу известно. Но факт остается фактом. На одном только личном энтузиазме Валленберг спас десятки тысяч жизней.

Вторая часть книги Бирмана - зеркальное отражение первой: десятки (правда уже не тысяч) людей пытаются спасти жизнь Рауля Валленберга, который исчез сразу же после прихода в Будапешт Красной Армии. Следы недвусмысленно вели в ГУЛАГ: в 1947 году Валленберга допрашивали на Лубянке; в начале 50-х он сидел в одиночке Владимирской тюрьмы; в 70-е его видели в одной из психушек. Но никаких официальных подтверждений этим сведениям, ни тем более ответов на требования вернуть шведского дипломата Запад не получал. Валленберг сгинул в ГУЛАГе, как в черной дыре. Даже имя его было тщательно вымарано из всех лагерных архивов. Мало помогла и шведско-российская рабочая группа, специально созданная для розыска сведений о пребывании Валленберга в советских тюрьмах. Чем объяснялось настойчивое полувековое замалчивание Кремлем "дела Валленберга" - так и осталось загадкой.

Надо полагать, продолжение следует.

God made man

Джордж Вейгел. Иоанн Павел II. Свидетель надежды. В 2 тт. - М.: Аст, 2001, 608 с., 672 с.

АВТОР пишет о своем герое в духе христианского парадокса: "Он интеллектуал, основательно изучивший богословие, и вместе с тем его глубоко трогает неискушенная вера простых людей. Он никогда серьезно не изучал философию, хотя... его называют глубоким философом... В нем сочетаются религиозный мистик и активный спортсмен. Хотя он редко читает газеты, его... можно назвать одним из самых информированных людей планеты". Так начинается первая переведенная на русский язык западная биография Его Святейшества Папы Римского Иоанна Павла II. Главная характеристика Папы, по Вейгелю - христианский радикал. Главная интрига его биографии - конфликт с традиционными религиозными и культурными ценностями. Основное содержание книги - подробный, но не критичный пересказ всех воззрений Папы, в том числе по животрепещущим проблемам брака, экуменизма, способов предохранения, феминистических течений и участия Святого Духа в истории. К концу книги догмат полностью вытесняет реального человека. Остается нечто бесплотное - речь, произнесенная Папой в ООН в 1995 году: "Как христианин, я связываю свои надежды с Иисусом Христом, который является для нас человеком, сделавшим из себя Бога".

Н.О.

Материалы полосы подготовлены при поддержке книжного магазина "Ad Marginem" (1-й Новокузнецкий пер., 5/7).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
880
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
852
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
689
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
462

Другие новости