0
1812
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

29.05.2003 00:00:00

Неиссякаемая беседа с раввином

Тэги: Горелик, Штейнзальц


Михаил Горелик. Разговоры с раввином Адином Штейнзальцем. - М.: Институт изучения иудаизма в СНГ, 2003, 224 с.

Израильский раввин, переводчик и комментатор Талмуда Адин Штейнзальц уже хорошо знаком российскому читателю по ряду книг, самые известные из них - "Роза о тринадцати лепестках" и "Библейские образы". По признанию Горелика, ему не раз приходилось беседовать со знаменитым раввином на тихой улочке га-Мааравим, в сгоревшей несколько лет назад московской иешиве "Мекор Хаим", в расположенном на набережной Москвы-реки центре Штейнзальца, "в аэропортах, в гостиничных номерах, на международных конференциях и еврейских семинарах". Сам Штейнзальц в предисловии к одной из своих книг говорит о том, как важно уметь формулировать и задавать вопросы, и в "Разговорах..." эта мысль успешно воплощена.

"Разговоры..." необычны многим, в частности, тем, что формально Штейнзальц автором не является: на титульном листе - имя Михаила Горелика, известного литературоведа и журналиста. Но уместно ли приписывать авторство кому-то одному? Создатель книги - содружество Штейнзальц-Горелик, подобно Ильфу и Петрову, они в дружеской беседе слились в единый организм.

Среди авторов легко угадывается журналист - книга построена как интервью. Но иногда ответ - это целая лекция. О чем вопросы? О чем угодно. О собаках и кошках, о карточной игре, о выпивке┘ и о священной истории, и об особенностях еврейской культуры. Что эти темы связывает? В главе "Входит вино - выходит тайна" читатель узнает о том, что вино - важнейшая часть иудейской культуры, быта и храмовой службы, а также многих праздников. Мы прежде и не подозревали, что в повседневной жизни следуем древнейшей традиции. Но при этом отношение к пьяницам, в отличие от русских, у евреев лишено снисходительности. Собаки и кошки - тоже часть повседневной жизни. Но все ли из нас знали о том, что приручение собаки относится ко временам Каина? Сравнивая этих животных с человеком, Штейнзальц рассматривает их как часть пути к созданию самого человека. По разнообразию и широте охвата тем "Разговоры..." перекликаются с недавно вышедшим сборником статей самого Штейнзальца "Взгляд", где помимо исторических экскурсов и размышлений о сегодняшних политических реалиях большое место отводилось точным и естественным наукам. Умение объяснять сложные явления мира в доступной и увлекательной форме свойственно обоим собеседникам.

Глава, касающаяся этнографических аспектов еврейской истории, а именно "Особенности национальной неохоты", показывает внешнюю противоречивость еврейской культуры. Речь идет о занятии охотой, которая противоречит нормам еврейской жизни. Но сын Исаака Ивас был охотником? Да, но был ли он евреем в строгом смысле слова? При этом традиционный еврейский взгляд представлен не сам по себе, а в сравнении с другими народами, об образе жизни, обычаях и верованиях которых Штейнзальц говорит с огромным уважением.

Интересно узнать, что у евреев нет собственных ругательств. Любопытен пример с израильским офицером. Он матерился по-русски до тех пор, пока не понял смысл слов, но, поняв, ужаснулся. У евреев ругань вовсе не для того, чтобы человека целенаправленно оскорбить.

Нередко разговор касается истории России, недавнего советского прошлого (родители Штейнзальца были выходцами из нашей страны, и его жена тоже родилась в России). Он глубоко убежден, что вне внутреннего совершенствования изменение образа жизни в принципе невозможно. Но ведь противопоставления государства и религиозных институтов, науки и религии в иудаизме не существует в принципе. Поэтому вполне естественно, что различие традиционного иудейского и светского взглядов в диалоге этих двух остроумных, жизнерадостных людей малоощутимо. Ответы на волнующие человека "проклятые вопросы" собеседники предлагают поискать не только в сакральных текстах, но и в новейшей всеобщей истории, в естественнонаучных и медицинских штудиях. Каковы взгляды раввина на историю? Штейнзальц считает, что победа революции - это ее поражение. Следовательно, революция бессмысленна.

Книга призвана помочь справиться со всевозможными страхами, тревогами и сомнениями, психоаналитический подход двух собеседников ко многим нравственным явлениям кажется вполне естественным (этим она чем-то напоминает популярную среди сегодняшних молодых психологов книгу "Что такое семья и как в ней уцелеть").

Как пишет в своем послесловии Михаил Горелик, "собранные вместе, взаимодействуя друг с другом, создавая общую атмосферу и общий контекст, разговоры с раввином приобретают новое единство и новое звучание┘ Тем у нас хватит еще на несколько жизней. Адин Штейнзальц, к счастью, совершенно неиссякаем. Но и читатели вроде еще не пресытились".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2184
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4931
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2710
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3115

Другие новости