0
1927
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

19.06.2003 00:00:00

"Между симулякром и надрывом"

Тэги: Люсый, крым, текст


Александр Люсый. Крымский текст в русской литературе. - СПб.: Алетейя, 2003, 314 с. (Серия "Крымский текст".)

Опрометчивое и крайне размытое понятие "Петербургского текста", введенное В.Н. Топоровым, подлежит ныне бурной мультипликации - за Московским и Пермским пришел черед Крымскому тексту (далее - КТ). (Экзистенциал "Петербургского текста" не имеет никакой объяснительной силы хотя бы потому, что в работах Топорова он столь же блистательно "объясняет" и идеальную святость Бориса и Глеба, и мировоззрение Ахматовой.)

Как пишет в предисловии г-жа М.Загидуллина: "Александр Люсый предлагает читателю отправиться не на диахронную экскурсию по крымским красотам, воспетым разными знаменитостями, а именно спуститься вниз - в глубь крымской мифемы". Классическая глубина этой мифемы, по мнению Люсого, создавалась Пушкиным, думавшим о Тавриде стихами гениального, но полузабытого ныне поэта XVIII века - Семена Боброва. Может, этим и стоило ограничиться? Нет, таврические музульмане любят колокольный звон.

Спору нет, Пушкин высоко ставил Боброва, но где и как? У Люсого влияние по большей части выглядит следующим образом. Пушкинские строки "И пусть у гробового входа / Младая будет жизнь играть" являются ответом на слова Боброва: "Мы тотчас слышим: Помни смерть! - / Какое строго поученье!" Бобров вопрошает: "Ужель? - ужель мечты виются?", Люсый комментирует: "Ужель" - сомнение, конечно, не знаменитое ужо-угроза". Или такое: "Но в отличие от Евгения из "Медного всадника" Бобров не убегал от "тяжело-звонкого" скаканья, а только зажмурился..." Александром Сергеевичем, однако (не ирония ли судьбы?), дело не ограничивается: "В использовании образа пара Бобров является и своеобразным поэтическим Уаттом, и метафизическим предшественником Гегеля". При таком размахе неудивительно, что в конце концов Бобров проходит мимо Пушкина: "В целом творчество Боброва знаменует собой параллельное пушкинскому направление русской поэзии, которое через любомудров высшее воплощение нашло в философской лирике Ф.И. Тютчева".

Бедный Бобров может быть Колумбом Крыма, Первопоэтом, предшественником всех на свете, но только... не самим собой. В своем поэтическом мире Бобров остается туземцем с отрезанным языком.

Когда дело доходит до Батюшкова, авторские рассуждения приобретают характер почти мистический: "Поэтический таврический миф оказался фундаментальной основой его поэтической "маленькой философии", но не стал "терапевтическим пространством", хотя "философия" эта удивительно соответствует масштабам как самого полуострова-денотата, так и творимого поэтом образа "внутреннего человека". Полуостров-денотат как внутренний человек!

Особый герой Люсого - Белинский: "При этом В.Белинский оказывается не только непревзойденным крымским политологическим пророком, но и невольным крымским предтечей вполне постмодернистской атопической "телесности письма".

Что общего между "Тавридой" Боброва, геморроем Белинского и петербургским туманом? Ответ - КТ. Не складывающийся ни в какую единую картину, КТ - не то южный полюс Петербургского текста, не то его часть, не то "в хронотопе счастливейших дней", если воспользоваться выражением Люсого, контаминированный образ самых разных пространств и времен. КТ плохо отличим от "Итальянского текста" и вообще мифологии Юга: "Подобно Тавриде, - пишет Люсый, - "Италия" выступает как цель романтического бегства лирического персонажа, адекватная его устремлениям". Понятие "текст" при этом легко можно заменить на "архитекст" или "гипертекст", смысла при этом не убавится. Да и где место этому многоочитому КТ? В бобровской "Тавриде"? В традиции? Или в голове г-на Люсого? Вводя его как метатекст, Люсый бурно переносит его значения в язык объекта.

Разобравшись с русской классикой XIX века, автор принимается за век двадцатый, когда в ход пускаются все поэты, мало-мальски причастные к освещению крымской темы (от Анненского до Чичибабина). И все это с усердием чрезвычайным: "Пушкинским желанием понять смысл "парки бабьего лепетанья" отмечен его [Брюсова] опыт ученичества у морских волн". А брюсовские строки такие: "Я не пойму, в чем тайный смысл волненья, / А морю не понять моих вопросов". Люсый о Набокове: "Крым стал местом иронического дозревания поэтической музы В.В. Набокова накануне эмиграции". Люсый о Волошине: "Это Савельич ("Капитанской дочки". - Г.А.), прошедший искушение управления эстетической птицей-тройкой, Савельич, побывавший в роли Икара..." И все это густо усеяно цитатами из Делеза, Башляра, Юнга и, конечно, Топорова.

Люсый - не просто ученый, а культуролог, то есть он хочет культуру не просто описывать, а натурально ее делать - книга имеет для него "не только научную, но также просветительскую и общекультурную значимость". Культура - не органический объект вроде литературы, а термин нашего метаязыка. Термин нашего описания, применимый к описанию чего угодно, включая и сам факт описания чего угодно как культуры. Отсюда - неизбежная натурализация понятия культуры. Теперь оказывается возможным говорить не только о том, как я понимаю культуру, но и как культура понимает себя и другую культуру, как она должна понимать себя и т.д. Но что такое КТ как не отрефлексированное представление г-на Люсого о самом себе, возведенное в ранг картины мира? Как настоящий романтик он находит текст в себе, а не себя в тексте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
1430
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
866
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
1057
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
1281

Другие новости