0
2331
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

05.08.2004 00:00:00

Узлы и закруты Алексея Ремизова

Тэги: Ремизов, Автографы


А.М. Ремизов. Автографы. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2003, 167 с.

"Достоевщиной в кубе" называл прозу Ремизова Блок, а Брюсов, прочитав рукопись "Шурум-бурум", написал в дневнике лишь одно слово: "маньяк". Яркая фигура литературной жизни России 1900-1910-х гг. и русского зарубежья 20-х и 50-х, основатель знаменитой Обезьяньей Великой и Вольной Палаты в Петербурге и Союза Свободных Алкоголиков в Вологде, признанный классик. В 48-м ему вернули советское гражданство, тем самым отчасти "реабилитировав" его произведения. Ремизов до сих пор остается не до конца разгаданным писателем. Только в 2001 году, например, был полностью опубликован роман "Плачущая канава (Ров львиный)" (1914-1917 гг.). После смерти Ремизова в 1957-м большая часть его архива поступила в Пушкинский дом, однако значительная доля эпистолярного наследия писателя собрана в Доме-музее Цветаевой.

Каталог "Автографы" - это факсимильное издание документов Ремизова из фондов цветаевского музея: в первой части - впервые публикуемая рукопись сказки "Ночь темная" и иллюстрации автора к ней, а во второй - письма, записки и рисунки Ремизова, многие из которых тоже до сих пор не издавались┘ Рукописи Ремизова очень интересно читать. Письма многих литераторов являются продолжением их творчества (поэтому мы без стеснения читаем их, как будто писались они не только для адресата, но и для потомков). Но, пожалуй, только у Ремизова грань между жизнью и игрой была стерта настолько, что даже записка, сообщающая, что "лаковых ботинков еще нету", оформляется как настоящее послание: красную строку украшает виньетка, а вместо подписи - автопортрет. Но главное во всех письмах - поэтичность. Произведения Ремизова сложно назвать просто прозой - это мифопоэтические тексты. И даже его эпистолярий. Текст часто делится на строки и своего рода строфы┘

Не умаляя труда архивных работников Музея Цветаевой, надо сказать, что рукописи Ремизова в расшифровке почти не нуждаются. Это не пушкинский "бисер", а настоящая каллиграфия. Чаще всего факсимильные странички в собраниях сочинений классиков служат просто иллюстрацией. Но автографы Ремизова вполне могут стать первоисточником, а в транскрипцию стоит заглянуть - скорее чтобы прочитать комментарии А.И. Попова. Не проводя четкой грани между повседневной жизнью и творчеством, Ремизов и дружескую, и даже деловую переписку оформляет в неповторимом стиле грамот Обезвелволпала. Будь то цветная бумага, которой в качестве взяток его задаривали члены палаты в надежде заполучить почетную грамоту, или обыкновенный листок в клеточку, - все буквы кудрявятся загогульками, а между строками порой даже летают стайки птичек-галочек, одна из которых обязательно венчает замысловатый автограф Ремизова. И даже несмотря на стилизацию почерка под старославянскую вязь, все слова понятны современному читателю.

Несмотря на сильную близорукость, Ремизов всю жизнь рисовал - иллюстрировал свои книги, создавал цветные коллажи и даже зарисовывал свои сны, а в трудные времена делал рукописные альбомы на продажу. Работы Ремизова выставлялись вместе с Пикассо и другими художниками. Были и персональные выставки. В некоторых рисунках, представленных в каталоге "Автографы", действительно видна близость стиля Ремизова-художника к кубизму. Но, безусловно, как неповторима манера письма Ремизова, так и в его рисунках и коллажах видна его творческая индивидуальность. Это прежде всего изящество исполнения, будь то набросок, сделанный на бумаге из-под говядины, приглашение на творческий вечер, оформленное самим писателем, или иллюстрация к произведению. Рисунок для Ремизова был очень важным средством самовыражения. Мир сновидений для него заключал в себе намного больше, чем реальность, которую он называл дневной бахромой снов.

В автобиографической книге Ремизова "Подстриженными глазами" есть подзаголовок - "Узлы и закруты памяти". Письма и рисунки, собранные в каталоге "Автографы", помогают распутать этот клубок, делая и без того яркий образ писателя объемнее. Познакомившись с манерой письма автора, мы можем представить, как он автографы создавал. Если даже послание другу с просьбой починить шкафчик в ванной Ремизов сумел наполнить поэзией и оригинально оформить (в правом верхнем углу - солнышко, чем-то напоминающее самого писателя, а чуть ниже - мышка), то с какой же любовью он писал от руки сказку "Ночь темная"?! Каждая буква у Ремизова осмысленна, каждая обладает художественным весом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
687
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
815
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1108
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
742

Другие новости