0
2681
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

05.08.2004 00:00:00

Узлы и закруты Алексея Ремизова

Тэги: Ремизов, Автографы


А.М. Ремизов. Автографы. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2003, 167 с.

"Достоевщиной в кубе" называл прозу Ремизова Блок, а Брюсов, прочитав рукопись "Шурум-бурум", написал в дневнике лишь одно слово: "маньяк". Яркая фигура литературной жизни России 1900-1910-х гг. и русского зарубежья 20-х и 50-х, основатель знаменитой Обезьяньей Великой и Вольной Палаты в Петербурге и Союза Свободных Алкоголиков в Вологде, признанный классик. В 48-м ему вернули советское гражданство, тем самым отчасти "реабилитировав" его произведения. Ремизов до сих пор остается не до конца разгаданным писателем. Только в 2001 году, например, был полностью опубликован роман "Плачущая канава (Ров львиный)" (1914-1917 гг.). После смерти Ремизова в 1957-м большая часть его архива поступила в Пушкинский дом, однако значительная доля эпистолярного наследия писателя собрана в Доме-музее Цветаевой.

Каталог "Автографы" - это факсимильное издание документов Ремизова из фондов цветаевского музея: в первой части - впервые публикуемая рукопись сказки "Ночь темная" и иллюстрации автора к ней, а во второй - письма, записки и рисунки Ремизова, многие из которых тоже до сих пор не издавались┘ Рукописи Ремизова очень интересно читать. Письма многих литераторов являются продолжением их творчества (поэтому мы без стеснения читаем их, как будто писались они не только для адресата, но и для потомков). Но, пожалуй, только у Ремизова грань между жизнью и игрой была стерта настолько, что даже записка, сообщающая, что "лаковых ботинков еще нету", оформляется как настоящее послание: красную строку украшает виньетка, а вместо подписи - автопортрет. Но главное во всех письмах - поэтичность. Произведения Ремизова сложно назвать просто прозой - это мифопоэтические тексты. И даже его эпистолярий. Текст часто делится на строки и своего рода строфы┘

Не умаляя труда архивных работников Музея Цветаевой, надо сказать, что рукописи Ремизова в расшифровке почти не нуждаются. Это не пушкинский "бисер", а настоящая каллиграфия. Чаще всего факсимильные странички в собраниях сочинений классиков служат просто иллюстрацией. Но автографы Ремизова вполне могут стать первоисточником, а в транскрипцию стоит заглянуть - скорее чтобы прочитать комментарии А.И. Попова. Не проводя четкой грани между повседневной жизнью и творчеством, Ремизов и дружескую, и даже деловую переписку оформляет в неповторимом стиле грамот Обезвелволпала. Будь то цветная бумага, которой в качестве взяток его задаривали члены палаты в надежде заполучить почетную грамоту, или обыкновенный листок в клеточку, - все буквы кудрявятся загогульками, а между строками порой даже летают стайки птичек-галочек, одна из которых обязательно венчает замысловатый автограф Ремизова. И даже несмотря на стилизацию почерка под старославянскую вязь, все слова понятны современному читателю.

Несмотря на сильную близорукость, Ремизов всю жизнь рисовал - иллюстрировал свои книги, создавал цветные коллажи и даже зарисовывал свои сны, а в трудные времена делал рукописные альбомы на продажу. Работы Ремизова выставлялись вместе с Пикассо и другими художниками. Были и персональные выставки. В некоторых рисунках, представленных в каталоге "Автографы", действительно видна близость стиля Ремизова-художника к кубизму. Но, безусловно, как неповторима манера письма Ремизова, так и в его рисунках и коллажах видна его творческая индивидуальность. Это прежде всего изящество исполнения, будь то набросок, сделанный на бумаге из-под говядины, приглашение на творческий вечер, оформленное самим писателем, или иллюстрация к произведению. Рисунок для Ремизова был очень важным средством самовыражения. Мир сновидений для него заключал в себе намного больше, чем реальность, которую он называл дневной бахромой снов.

В автобиографической книге Ремизова "Подстриженными глазами" есть подзаголовок - "Узлы и закруты памяти". Письма и рисунки, собранные в каталоге "Автографы", помогают распутать этот клубок, делая и без того яркий образ писателя объемнее. Познакомившись с манерой письма автора, мы можем представить, как он автографы создавал. Если даже послание другу с просьбой починить шкафчик в ванной Ремизов сумел наполнить поэзией и оригинально оформить (в правом верхнем углу - солнышко, чем-то напоминающее самого писателя, а чуть ниже - мышка), то с какой же любовью он писал от руки сказку "Ночь темная"?! Каждая буква у Ремизова осмысленна, каждая обладает художественным весом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Михаил Сергеев

Глава государства поручил начать рассмотрение обращений граждан к новой «Прямой линии»

0
723
Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Ольга Соловьева

Вместо «размазывания» науки по стране появятся каналы распространения достижений в субъектах РФ

0
807
Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

ЦК КПРФ не мешает точечному обострению, но претензий к власти не обобщает

0
818
Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Екатерина Трифонова

Наказание в виде ограничения свободы дорабатывают в связке с принудительными работами

0
930

Другие новости