0
2455
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

05.08.2004 00:00:00

Узлы и закруты Алексея Ремизова

Тэги: Ремизов, Автографы


А.М. Ремизов. Автографы. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2003, 167 с.

"Достоевщиной в кубе" называл прозу Ремизова Блок, а Брюсов, прочитав рукопись "Шурум-бурум", написал в дневнике лишь одно слово: "маньяк". Яркая фигура литературной жизни России 1900-1910-х гг. и русского зарубежья 20-х и 50-х, основатель знаменитой Обезьяньей Великой и Вольной Палаты в Петербурге и Союза Свободных Алкоголиков в Вологде, признанный классик. В 48-м ему вернули советское гражданство, тем самым отчасти "реабилитировав" его произведения. Ремизов до сих пор остается не до конца разгаданным писателем. Только в 2001 году, например, был полностью опубликован роман "Плачущая канава (Ров львиный)" (1914-1917 гг.). После смерти Ремизова в 1957-м большая часть его архива поступила в Пушкинский дом, однако значительная доля эпистолярного наследия писателя собрана в Доме-музее Цветаевой.

Каталог "Автографы" - это факсимильное издание документов Ремизова из фондов цветаевского музея: в первой части - впервые публикуемая рукопись сказки "Ночь темная" и иллюстрации автора к ней, а во второй - письма, записки и рисунки Ремизова, многие из которых тоже до сих пор не издавались┘ Рукописи Ремизова очень интересно читать. Письма многих литераторов являются продолжением их творчества (поэтому мы без стеснения читаем их, как будто писались они не только для адресата, но и для потомков). Но, пожалуй, только у Ремизова грань между жизнью и игрой была стерта настолько, что даже записка, сообщающая, что "лаковых ботинков еще нету", оформляется как настоящее послание: красную строку украшает виньетка, а вместо подписи - автопортрет. Но главное во всех письмах - поэтичность. Произведения Ремизова сложно назвать просто прозой - это мифопоэтические тексты. И даже его эпистолярий. Текст часто делится на строки и своего рода строфы┘

Не умаляя труда архивных работников Музея Цветаевой, надо сказать, что рукописи Ремизова в расшифровке почти не нуждаются. Это не пушкинский "бисер", а настоящая каллиграфия. Чаще всего факсимильные странички в собраниях сочинений классиков служат просто иллюстрацией. Но автографы Ремизова вполне могут стать первоисточником, а в транскрипцию стоит заглянуть - скорее чтобы прочитать комментарии А.И. Попова. Не проводя четкой грани между повседневной жизнью и творчеством, Ремизов и дружескую, и даже деловую переписку оформляет в неповторимом стиле грамот Обезвелволпала. Будь то цветная бумага, которой в качестве взяток его задаривали члены палаты в надежде заполучить почетную грамоту, или обыкновенный листок в клеточку, - все буквы кудрявятся загогульками, а между строками порой даже летают стайки птичек-галочек, одна из которых обязательно венчает замысловатый автограф Ремизова. И даже несмотря на стилизацию почерка под старославянскую вязь, все слова понятны современному читателю.

Несмотря на сильную близорукость, Ремизов всю жизнь рисовал - иллюстрировал свои книги, создавал цветные коллажи и даже зарисовывал свои сны, а в трудные времена делал рукописные альбомы на продажу. Работы Ремизова выставлялись вместе с Пикассо и другими художниками. Были и персональные выставки. В некоторых рисунках, представленных в каталоге "Автографы", действительно видна близость стиля Ремизова-художника к кубизму. Но, безусловно, как неповторима манера письма Ремизова, так и в его рисунках и коллажах видна его творческая индивидуальность. Это прежде всего изящество исполнения, будь то набросок, сделанный на бумаге из-под говядины, приглашение на творческий вечер, оформленное самим писателем, или иллюстрация к произведению. Рисунок для Ремизова был очень важным средством самовыражения. Мир сновидений для него заключал в себе намного больше, чем реальность, которую он называл дневной бахромой снов.

В автобиографической книге Ремизова "Подстриженными глазами" есть подзаголовок - "Узлы и закруты памяти". Письма и рисунки, собранные в каталоге "Автографы", помогают распутать этот клубок, делая и без того яркий образ писателя объемнее. Познакомившись с манерой письма автора, мы можем представить, как он автографы создавал. Если даже послание другу с просьбой починить шкафчик в ванной Ремизов сумел наполнить поэзией и оригинально оформить (в правом верхнем углу - солнышко, чем-то напоминающее самого писателя, а чуть ниже - мышка), то с какой же любовью он писал от руки сказку "Ночь темная"?! Каждая буква у Ремизова осмысленна, каждая обладает художественным весом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В КПРФ готовят кампанию по продвижению Че Гевары

В КПРФ готовят кампанию по продвижению Че Гевары

Дарья Гармоненко

Памятник символу левого антиамериканизма предложено разместить поближе к посольству США

0
959
Деградировавшие пашни в России не поддаются учету

Деградировавшие пашни в России не поддаются учету

Ольга Соловьева

Аграриям обещают электронную господдержку с 2026 года

0
1302
ESG-прозрачность компании Эн+ оценили по максимуму

ESG-прозрачность компании Эн+ оценили по максимуму

Василий Столбунов

0
768
Реакция на динамику ключевой ставки принципиально изменилась

Реакция на динамику ключевой ставки принципиально изменилась

Михаил Сергеев

Аргументы чиновников Центробанка не воспринимаются бизнесом и экономистами

0
1634

Другие новости