0
8816
Газета История Интернет-версия

03.08.2016 00:01:00

Храм принесен в жертву шовинизму

Юлия Кудрина

Об авторе: Юлия Викторовна Кудрина – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Тэги: храм александра невского, варшава, польша, царство польское, российская империя


храм александра невского, варшава, польша, царство польское, российская империя Собор Александра Невского был высотной доминантой Варшавы, символизируя господство Российской империи. Открытка начала 1920-х годов

Одним из первых христианских храмов, разрушенных в Европе в XX веке, стал кафедральный собор Александра Невского в Варшаве. Он был снесен в июле 1926 года, после того как Царство Польское вышло из состава Российской империи и появилась независимая Польша.

Идея создания в польской столице кафедрального православного собора впервые была высказана в записке императору Александру III генерал-губернатором Польши Иосифом Ромейко-Гурко, героем Русско-турецкой войны. По словам генерал-губернатора, существовавшие православные храмы в Варшаве, в том числе Троицкий собор, могли вместить только десятую часть из 42 тыс. православных верующих края.

Новый православный собор, как писал Ромейко-Гурко, должен был свидетельствовать «своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей Церкви в Русском государстве». Предложение было поддержано императором.

Комитет по строительству храма во главе с Ромейко-Гурко был образован в августе 1893 года, а 30 августа 1894 года, в праздник святого Александра Невского и именин императора, была совершена торжественная закладка собора. В конкурсе на разработку проекта храма участвовали архитекторы Григорий Котов, Александр Померанцев, Михаил Преображенский, Леонтий Бенуа. Победил Бенуа.

Одобряя данный проект, император Александр III заявил, что православный храм в стиле, весьма близком к греко-романскому, будет более всего гармонировать с общим стилем строений Варшавы. Пятиглавый собор стал самым высоким зданием в городе.

Средства на строительство собирались по всей России. В основном это были частные пожертвования. Жертвователями были представители всех слоев населения государства. Значительную часть внесла императорская семья. Сумму в 135 тыс. руб. пожертвовал известный священнослужитель и церковный деятель Иоанн Кронштадтский. Значительная часть средств получена за счет обязательных пожертвований из муниципалитетов, которые находились под управлением Ромейко-Гурко.

Храм во имя благоверного князя Александра Невского был освящен 20 мая 1912 года. Освящая собор, архиепископ Варшавский и Привисленский Николай (Зиоров) заявил: «Созидая сей храм, его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе православия... Здесь всегда будет возноситься молитва о мире всего мира, отсюда будут исходить слова любви, прощения и примирения, но не вражды, лукавства и любомщения».

Проект Леонтия Бенуа был выдержан в традиции древних храмов Владимиро-Суздальской земли, а столпообразная 70-метровая колокольня имела прототипом московского Ивана Великого. Храм вмещал 2,5 тыс. человек, имел три престола. Главный – во имя Александра Невского и боковые – во имя Николая Чудотворца и во имя Кирилла и Мефодия. Кафедральный собор был построен в центре просторной Саксонской площади, которая позже была переименована в Соборную.

Великолепие храма, как и задумал варшавский генерал-губернатор, выражало величие Российской империи и ее господствующего исповедания. Главный из 14 колоколов на звоннице являлся пятым по величине в империи. Он весил 25,6 т. В оформлении использовались драгоценные и полудрагоценные камни, уральские самоцветы, каррарский мрамор и гранит. 16 колонн из яшмы для украшения алтаря были подарены императором Николаем II.

Работа над интерьером велась в течение 12 лет. Украшением собора явились огромные мозаичные композиции, выполненные под руководством художника Виктора Васнецова. Для собора Васнецовым были созданы удивительные мозаики: «О Тебе радуемся, Благодатная», «Евхаристия» (ранее «Христос с апостолами»), «Спаситель в терновом венце» («Страждующий Христос»), «Отечествие», «Сошествие во ад», «Ангелы» и др.

В Александро-Невском кафедральном соборе было 10 тыс. произведений и предметов, представлявших художественную ценность мирового значения. Они были выполнены лучшими русскими мастерами того времени.

Здание было разрушено в результате 15 тысяч «малых взрывов».	Фото 1926 года
Здание было разрушено в результате 15 тысяч «малых взрывов». Фото 1926 года

Собор украшал медный чеканный иконостас. Иконы написаны художниками-иконописцами Василием Гурьяновым, Алексеем Харламовым и др. Некоторые композиции в боковых нефах созданы Михаилом Нестеровым.

Собор был оборудован по последнему слову техники: имелось центральное отопление и электричество. Расходы на строительство и внутреннюю отделку собора превысили 3 млн. руб.

После открытия собора в нем отмечались важнейшие торжества – юбилей Отечественной войны 1812 года, празднование 300-летия Дома Романовых.

Судьба варшавского собора оказалась трагичной. Пророческими оказались слова, сказанные Иоанном Кронштадтским: «Окончится его (собора. – «НГР») действие сразу же с окончанием господствования России в Польше». Как православный храм собор Александра Невского просуществовал всего три года. В 1915 году Варшаву заняли германские войска и устроили в храме гарнизонный храм в честь Святого Генриха. Из собора были вывезены иконостас, колокола и наиболее ценные детали внутреннего убранства.

25 февраля 1916 года в соборе было совершено первое богослужение по католическому канону, а первая лютеранская служба – в марте, когда с куполов была снята позолота, внутри установлены орган и ряды стульев для прихожан.

В 1918 году, спустя три месяца после провозглашения независимости Польши, городские власти Варшавы приняли решение о сносе всех православных церквей города (за исключением двух – кладбищенской на Воли и приходской на Праге – районе Варшавы на правом берегу Вислы).

Готовящийся снос собора взволновал польское общество. Раздавались голоса за сохранение храма и превращение его в музей мартирологии (мученичества) польского народа, архив или гарнизонный костел. Польский писатель Стефан Жеромский заявил, что снос собора будет варварской акцией. Член польского сейма Вячеслав Богданович заявил: «Достаточно пойти на Саксонскую площадь и посмотреть на оголенные купола наполовину разрушенного собора. Не говорите, господа, что он должен быть разрушен как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока стоит, он является наилучшим памятником для будущих поколений, поучающий их, как нужно уважать и беречь свою poдинy; разобранный же будет памятником – позорным памятником нетерпимости и шовинизма!»

Сторонники разрушения собора объявляли собор «малоценным» в художественном значении и к тому же занимавшим слишком большую площадь в Варшаве. Говорили, что собор должен быть разрушен «ради изменения фона», на его месте должен быть установлен памятник князю Юзефу Понятовскому, участнику наполеоновского нашествия на Россию. Также заявляли, что собор должен быть снесен как символ угнетения Россией польского народа.

Разрушение собора заняло немало времени. По сообщениям польской печати, число «малых взрывов», произведенных специально созданными магистратом бригадами, равнялось 15 тыс. В июле 1926 года храм вместе с колокольней был окончательно снесен.

После разрушения собора из всех художественных шедевров великих русских мастеров уцелело совсем немного. Небольшой фрагмент композиции Васнецова «О Тебе радуемся, Благодатная» вместе с уцелевшим мозаичным полотном художника Н.А. Кошелева «Спас со строителем», представляющей архитектора Бенуа, держащего модель собора, благодаря усилиям подвижников в 1924–1926 годах были перевезены в полесский город Барановичи в построенный там в 1931 году православный храм в честь Покрова пресвятой Богородицы. Другие орнаменты после длительного хранения в Национальном музее Варшавы были установлены в православном храме Марии Магдалины в Праге, правобережной части Варшавы. Соборные колонны из яшмы отправлены в усыпальницу маршала Пилсудского в краковском Вавиле. Мраморные части были использованы и в других местах, в том числе в католических храмах.

Одновременно с уничтожением храма Александра Невского в Варшаве в 1924–1925 годах был уничтожен величественный собор Во имя Воздвижения Честного Креста Господня на Литовской площади в городе Люблине, где ранее находилась епископская кафедра Тихона (Беллавина), ставшего в 1917 году патриархом Московским.

Апогей разрушения православных святынь на территории Польши наступил в 1938 году, когда в июне и июле на Холмщине по требованию «католической общественности» было уничтожено около 150 сельских православных церквей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1979
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1257
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
929
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1227

Другие новости