Поcледователи Уильяма Миллера стали объектом насмешек после того, как пророчество не сбылось. Иллюстрация из журнала Puck
Христианство как мировая религия началось когда-то с апокалиптических ожиданий скорого второго пришествия и Страшного суда. Неудивительно, что на протяжении истории христианства появилось немало проповедников близкого конца света. Большинство из них не оставили заметного следа, но учения некоторых стали основой для целых христианских деноминаций. Именно с несбывшихся предсказаний конца времен началась история адвентистов седьмого дня.
Уильям Миллер, уроженец штата Массачусетс, стал проповедником уже в зрелом возрасте. В 1812 году, когда ему исполнилось 30 лет, началась Англо-американская война, и Миллер, бывший тогда мировым судьей в Полтни, штат Вермонт, отправился на фронт. До войны выросший в набожной баптистской семье Миллер был не так уж религиозен: он читал Вольтера и Юма, разделял деистические воззрения и даже стал членом масонской ложи. Но бой за форт Платтсбург, когда разорвавшийся рядом английский снаряд не оставил на нем ни царапины, заставил его пересмотреть свои убеждения. При этом почвой для размышлений стало даже не чудесное спасение от смертоносных осколков, а особое внимание Высшего существа к земным интересам Соединенных Штатов Америки: «Многое служило ослаблению моей уверенности в истинности принципов деизма. Я не мог не сравнивать нашу страну со страной сынов Израилевых, для которых Бог изгнал жителей из Земли обетованной. Мне казалось, что Высшее существо должно особенно заботиться об интересах этой страны и избавлять нас от рук наших врагов. Особенно ярко это предстало предо мной во время битвы при Платтсбурге, когда с 1,5 тыс. солдат и почти 4 тыс. добровольцев мы победили 15 тыс. англичан; в это же время мы успешно противостояли британскому флоту на озере. В начале битвы наше поражение казалось почти неизбежным, и все же мы победили. Такой неожиданный результат в таких обстоятельствах казался мне проявлением сил куда более могущественных, чем человеческие». Выйдя в отставку в 1815 году, капитан Миллер с семьей обосновался в Лоу Хэмптоне, штат Нью-Йорк, и посвятил себя изучению Библии. Это занятие привело его к твердой уверенности в скором втором пришествии Христа.
Лицензию проповедника Миллер получил только в 1833 году, но свои расчеты, построенные в основном на пророчестве из книги пророка Даниила: «И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан. 8:14) – и интерпретации пророческого дня как календарного года, произвел задолго до этого. Уже в августе 1833 года он произнес свою первую проповедь о втором пришествии. Миссия имела успех: «Я получил так много писем с вопросами и приглашений провести лекции, на которые просто не мог ответить, что в 1834 году я пришел к необходимости опубликовать свои взгляды в форме брошюры. Это я и сделал, составив небольшой 64-страничный трактат», – писал Миллер позже. В 1836 году в Нью-Йорке были опубликованы уже 16 лекций проповедника, а в 1840 году основана газета «Знаки времен» (Signs of the times), которая с периодичностью раз в две недели напоминала читателям о надвигающихся последних временах.
Движение последователей Миллера – миллеритов к этому времени распространилось по всей стране (к началу 1840-х годов его лекции посетили более миллиона человек), а ожидаемое ими Второе пришествие Христа неуклонно приближалось: Уильям Миллер считал, что оно состоится между 21 марта 1843 и 21 марта 1844 года. Десятки тысяч миллеритов распродавали имущество и в белых одеждах отправлялись в горные лагеря, чтобы приблизиться к Господу в день его возвращения. Однако ничего похожего на второе пришествие за год так и не случилось, и Миллер, признав свою ошибку в расчетах, передвинул дату на 18 апреля 1844 года. Когда и 18 апреля прошло без происшествий вселенского масштаба, то проповедник Сэмюэл Сноу (кстати, променявший скептицизм на миллеровские апокалиптические проповеди), выступая в лагере в Эксетере (Нью-Хэмпшир), назвал последнюю дату возвращения Христа на землю – 22 октября 1844 года, которое для последователей Миллера стало днем Великого разочарования.
Уильям Миллер (которого газеты к тому времени называли маньяком), переживший Великое разочарование вместе со всеми единомышленниками, так и не отказался ни от веры в пророчество книги Даниила, ни в неизбежность скорого второго пришествия: свою ошибку он объяснял несовершенством библейской хронологии, составленной людьми. А для движения миллеритов Великое разочарование стало страшным ударом: и без того глубоко потрясенные несбывшимся пророчеством люди стали объектом всеобщих насмешек, а их церкви подверглись серии нападений.
В 1863 году то, что осталось от движения миллеритов, стало Церковью адвентистов седьмого дня. Кстати, газета «Знаки времен» существует до сих пор как ее печатный орган. Крушение надежд всей жизни, а для многих – и самой веры в Христа, в 1843–1844 годах для десятков тысяч миллеритов, таким образом, действительно стало концом света – правда, совершенно не таким, каким они его себе представляли.
комментарии(0)