Под куполом Капитолия в образе Бога изображен и сам Джордж Вашингтон. Фрагмент фрески «Апофеоз Вашингтона». Фото с сайта www.aoc.gov
В этот день в 1776 году в Филадельфии Второй континентальный конгресс принял историческое решение: заокеанские колонии Британии впервые назвали себя Соединенными Штатами Америки, единогласно приняв Декларацию о независимости. Его депутатов в США по праву считают отцами-основателями. Однако у современной Америки были и свои патриархи – отцы-пилигримы, ступившие на берега Нового Света с борта «Мэйфлауэра». Провозгласив независимость, 13 колоний осуществили их мечту: Новая Англия стала землей обетованной.
Одним из тех, кто высадился на берегу Северной Америки в 1620 году, был Уильям Брэдфорд – будущий губернатор Плимутской колонии и конгрегационалист по вероисповеданию. Он считал, что переселение в Новый Свет (и больше того – решительный разрыв со Старым) – это божественная благодать, которой удостоились переселенцы. Джона Уинторпа, английского богослова, не было среди первых колонистов, однако в 1630 году в Новом Свете обосновался и он. На борту «Арабеллы», возглавлявшей идущую в Салем переселенческую флотилию из 11 кораблей, он прочитал проповедь «Образ христианского милосердия». Ей на века было суждено стать для американского государства больше, чем идеологией – языком, на котором его идеология будет написана. «Вы – свет миру. Город, который стоит на горе, не может укрыться от глаз» (Матфей 5:14) – с этим библейским стихом он обратился к своим единоверцам, отправляющимся за океан. «Ибо мы должны помнить, что мы должны стать «градом на холме». Взгляды всех людей устремлены к нам, и если мы предадим в своих трудах Господа и заставим Его отказаться от помощи нам, то станем примером в этом для всего мира; мы вложим в уста врагов слова зла о путях Господа и всех праведников Божьей милостью; мы опозорим многих достойных рабов Божьих и заставим их молитвы превращаться в проклятия на наши главы, пока нас не изгонят из земель, в которые мы отправляемся», – говорил Уинторп. Эти слова так же прочно легли в фундамент США, как и «Мы, народ» полутора столетиями позже.
Рассматривая историю с точки зрения современных ее концепций, трудно заставить себя поверить в то, что американский республиканизм в значительной мере зиждется на религиозном рвении пуритан, массово переселявшихся в Новый Свет. Но это так. Среди авторов, которых отцы-основатели чаще всего цитировали в своих работах, Шарль де Монтескье, Джон Локк и Давид Юм находятся на самом верху, но уступают апостолу Павлу.
Последователи Кальвина, вернувшиеся на родину после окончания правления «католички» Марии Тюдор, на родине выступали за продолжение Реформации. Пресвитерианская система церковного управления и проповедь отделения церкви от государства стали основой уклада жизни колоний Нового Света – а потом и политической системы объединившей их федерации. Пуритане считали главным делом своего церковного служения проповедь; проповедью фактически стало и провозглашение независимости от Британской империи. Право на создание державы, которым воспользовались в 1776 году колонисты, им, согласно декларации, предоставили природа и ее Творец. Не Иисус Христос, заметим – декларация, этот первый и ставший почти священным документ независимых Штатов, нес скорее отпечаток деистических воззрений его авторов. Для отцов-основателей эта философия не была пустым звуком. Принадлежавшая одному из авторов декларации, послу США во Франции и третьему президенту страны Томасу Джефферсону «Библия» – компиляция подобранных в рационалистически-деистском ключе «избранных цитат» из Нового Завета – известный исторический артефакт. Схожих с Джефферсоном воззрений придерживался и первый президент США Джордж Вашингтон. Христианство без церкви, которое строили на американской земле «праотцы» – английские пуритане, превратилось в христианство без всего, что казалось отцам-основателям суевериями. То есть в конечном счете стало «гражданской религией» – моделью справедливого устройства общества.
И Декларация независимости, как считают некоторые социологи, легла в ее основу. «В то время как одни утверждают, что христианство есть вера народа нашей страны, а другие – что церковь и синагога прославляют только религию «американского образа жизни», мало кто осознает, что на самом деле существует независимо и обособленно от всех церквей детально разработанная и хорошо институциализированная гражданская религия Америки… Эта религия, или, лучше будет сказать, религиозное направление, имеет собственную значимость и целостность и требует такого же внимательного рассмотрения, как и любая другая религия», – писал в 1967 году в статье «Гражданская религия в Америке» социолог Роберт Белла. Для него ключом к пониманию того, что она существует, стала предвыборная речь Джона Кеннеди. Единственного, кстати, католика на американском президентском посту – и стопроцентного американца, разделяющего все положения зародившейся в Новом Свете гражданской религии. Тот говорил о Божьем промысле и торжественной присяге отцов-основателей: «На всем земном шаре по-прежнему актуальна та революционная вера, за которую сражались наши отцы, – вера в то, что права даруются человеку не щедротами государства, но Божьей дланью». Несмотря на то что к тому времени американское общество значительно секуляризовалось, отсылки к религии в речи кандидата на президентский пост были не просто элементами церемониала. Они в той же мере были данью традиции, в которой выражали и выражают глубинные ценности и обязательства американского гражданина.
комментарии(0)