Миссия иезуитов приводила их в самые отдаленные уголки земного шара. Николя Пойнт. Благословение оружия перед охотой, 1844. Иезуитский архивно-исследовательский центр, Сент-Луис.
Начало XVI века стало суровым испытанием для Святого престола и временем перемен для всей Римской церкви. Теологический спор молодого богослова из Виттенберга Мартина Лютера со священноначалием Майнца и Бранденбурга, большого значения которому в Риме поначалу не придавали, перерос в раскол, охвативший пол-Европы. Католицизм, переживавший времена своего упадка, отчаянно нуждался в инструменте, с помощью которого церковь могла бы снова зажечь свой миссионерский пыл. И в 1534 году Святой престол заполучил его.
В мае 1521 года Игнатий Лойола, рыцарь из Басконии, получил страшную рану, обороняя Памплону от французов: пробившее крепостную стену пушечное ядро изуродовало его правую ногу. После нескольких болезненных операций молодой рыцарь остался хромым. О продолжении военной карьеры не могло быть и речи – и молодой дворянин посвятил себя духовному служению. Проведя годы в паломничестве, он твердо решил, что должен посвятить свою жизнь распространению учения Христа. Во время учебы его миссионерский пыл привлек внимание святой инквизиции: сначала в Алкале, а потом в Саламанке ему пришлось провести некоторое время в тюрьмах, и хотя ереси в его проповеди судьи не обнаружили, Лойола решил покинуть Испанию и отправиться в Париж. К тому времени он уже завел верных друзей и единомышленников. Николай Бобадилья, который станет впоследствии одним из самых видных защитников католицизма в Италии, Далмации и Германии; Франциск Ксаверий, первый католический миссионер в Японии; участники Тридентского собора Диего Лаинес и Альфонсо Сальмерон; Пьер Фавр из Савойи и португалец Симан Родригиш – все они учились в Сорбонне вместе с Лойолой. Собравшись 15 августа 1534 года на Монмартре, они провозгласили клятвы нестяжательства, целомудрия и послушания, основав одну из самых влиятельных и самых таинственных католических организаций – «Общество Иисуса».
Первоначально Лойола и его соратники намеревались проповедовать учение Христа среди мусульман. Если же, гласили данные ими клятвы, по истечении года со дня основания общества возможности отправиться в Святую землю у них не будет, то товарищи обязались препоручить общество в руки Римского папы. Папа с благосклонностью принял горящих миссионерским пылом студентов (к обществу к тому времени присоединились еще трое членов), но объявил, что их план не может быть осуществлен – и общество занялось внутренней миссией, рьяно взявшись за труд духовников. На этом поприще оно достигло немалых успехов, и в 1540 году курия утвердила статут «Общества Иисуса». Обращение «ушедших из ограды церкви» масс, проповедь и духовное образование стали главными целями организации, а его девиз Игнатий Лойола сформулировал так: «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божьей»). Сегодня его разделяют 28 американских университетов и колледжей, основанных иезуитами.
Начавшийся в 1543 году Тридентский собор закрепил раскол между католиками и протестантами, признав отрицающееся последними Священное предание источником веры. За этим последовала реформа церковного управления и укрепление папской власти. «Общество Иисуса», напрямую подчиненное папе, члены которого исповедовали безоговорочную («erit sicut cadaver» – «точно труп») верность генералу ордена, стало опорой понтифика на соборе – именно Диего Лаинес во многом стал «архитектором» соборных постановлений.
В это время Рим обратил проповедь к Новому Свету – в том числе по просьбе португальского короля Жуана III, который хотел закрепить свою власть в открытых Васко да Гамой землях. Иезуиты, основанные как общество студентов-миссионеров, получили наконец возможность исполнить свою первоначальную миссию – и проповедники развернули по всему миру деятельность, сильно повлиявшую на становление многих государств. В 1563 году Омура Сумитада стал первым из японских даймё, принявших христианство. Именно он основал (а в 1580 году – подарил иезуитам) порт Нагасаки. Миссионерам «Общества Иисуса» благоволил Ода Нобунага, и они отвечали ему взаимностью: копии португальских ружей – танэгасима – были для него неоценимой помощью. А его союзник Такаяма Укон, принявший крещение полководец, отказался участвовать в массовых убийствах и изгнании христиан при власти Тоётоми Хидэёси – и за это был беатифицирован Римской церковью в 2017 году.
В Латинской Америке действовавшие независимо от епископов иезуиты создали целую сеть редукций – колоний для коренных жителей континента под руководством монахов ордена, ставших фактически независимой теократией, подчиненной строгой монашеской дисциплине. Благодаря иезуитам католицизм распространился в Юго-Восточной Азии. Иезуит Николя Пойнт, родившийся в 1799 году во Франции, в середине XIX века крестил племя плоскоголовых в Северной Америке. Среди его карандашных рисунков можно найти изображения воинов, идущих в бой с воинственными черноногими (которых впоследствии, кстати, тоже крестили иезуиты) или готовящихся к охоте в сиянии Пресвятого Сердца Христова.
Во время сорокалетнего упразднения ордена и продолжавшихся с 1773 по 1814 год гонений многие иезуиты нашли прибежище в России. Папское послание «Dominus ac Redemptor», запретившее его деятельность, Екатерина II сочла несущественным. Правда, при Александре I иезуитов стали ссылать в Сибирь, где они занимались, вопреки государевым указам, окормлением грекокатоликов, что и послужило причиной выдворения ордена из страны. Ну а о том, что нынешний папа Римский, Хорхе Марио Бергольо – выходец из рядов «Общества Иисуса», излишне и упоминать.
комментарии(0)