0
4859
Газета История Интернет-версия

18.09.2018 16:55:00

Тройной агент из Ватикана

Рассекреченные документы ЦРУ рассказывают, как был завербован Москвой разведчик нацистов и американцев

Алексей Казаков

Об авторе: Алексей Викторович Казаков – литератор, историк, член Союза литераторов РФ и Союза журналистов РФ.

Тэги: вторая мировая война, шпионаж, агент, разведка, ватикан


вторая мировая война, шпионаж, агент, разведка, ватикан Удивительно. что после войны майор СД Вильгельм Хёттль отделался двумя годами тюрьмы. Фото 1945 года

В истории этого человека много странного и непонятного. Непонятно самое главное – как и почему майор нацистской Службы безопасности (СД) Вильгельм Хёттль, работавший под началом Вальтера Шелленберга, один из приближенных начальника Главного управления имперской безопасности (РСХА) Эрнста Кальтенбруннера, не был серьезно осужден как военный преступник, а отделался двумя годами тюрьмы. Сняв погоны, он мирно поселился в австрийском курортном городке Бад-Аусзее и занялся литературной деятельностью. Написал две книги – о работе Управления имперской безопасности Третьего рейха и – как непосредственный участник – о секретной операции РСХА по изготовлению фальшивых английских фунтов стерлингов и американских долларов. Книги, кстати, опубликованы и на русском языке.

Почему же карающая рука Нюрнберга оказалась столь снисходительной к штурмбаннфюреру? Попробуем разобраться. Нам в этом помогут недавно рассекреченные документы из архива ЦРУ.

«Фальстарт» в Ватикане

Вильгельм Хёттль родился в Вене в 1915 году. В 1934 году он, еще студентом, присоединился к нацистской партии. Был активистом в католических студенческих организациях. В 23 года стал доктором исторических наук, степень защитил в Венском университете.

После включения Австрии в рейх (аншлюса) его пригласили работать в разведку. Он подходил к этой деятельности: образован, умен, по роду своих научных занятий занимался изучением психологии европейских народов и народностей.

В Венском отделении CД он возглавляет Южное отделение, занимавшееся Юго-Восточной Европой. Хёттль в курсе секретных подрывных операций гитлеровцев в Чехословакии, Югославии, Румынии и Венгрии. По его инициативе в поле его деятельности вскоре попадает и Ватикан.

В 1939 году, используя свои связи в католических молодежных организациях, Хёттль начал осуществлять в Ватикане. К этой работе он привлек австрийского писателя, сторонника сближения идей национал-социализма и христианства Карла Антона Принца Роана.

Роану удалось установить в Риме близкий контакт с генерал-викарием иезуитов, который, будучи антикоммунистом, дал согласие помогать СД, предоставляя информацию. Так, через Роана Вильгельм Хёттль получил копии секретных отчетов иезуитов о «красных агентах» в Латинской Америке. Но внезапно папа Пий XII заявил, что он категорически против такого сотрудничества с разведкой рейха.

Хёттль был ошарашен. Поначалу этот провал не сказался на его карьере, он даже получил повышение. Но вскоре начались сложности: его отстранили от оперативной работы, перевели в другое подразделение, потом выдвинули ряд обвинений в служебных ошибках. В частности, в том, что он нарушил приказ и не перестал контактировать с еще одним агентом СД в Ватикане – Тарасом Бородайкевичем, которого тоже постиг «фальстарт» в Риме.

Родившийся в Вене в 1902 году в семье галицкого железнодорожного служащего, Тарас Бородайкевич в 1933 году стал президентом австрийского Католикентага – проходившего в стране каждые два–четыре года католического праздника-фестиваля. Он  был также членом Союза католических немецких студенческих братств. Был приверженцем католических национальных идей, которые сочетали в себе христианство и пангерманскую политику.

После аншлюса и в первые годы войны Бородайкевич преподавал в Вене, а с 1943 по 1945 год учил студентов истории в немецком университете в Праге. При этом научно-педагогическую деятельность он активно совмещал со шпионской.

16-15-3_b.jpg
Первая страница сообщения агента ЦРУ, в котором говорится
о связях Хёттля с советской разведкой.
Документ с сайта www.cia.gov

В 1939 году ведомство Шелленберга предложило ему сотрудничество, зная о его оставшихся со студенческих времен связях в католических кругах. Как рассказывают историки Дэвид Альварес и Роберт А. Грэм в своей работе «Nothing Sacred: Nazi Espionage Against the Vatican, 1939–1945», сразу после смерти в 1939 году папы Пия XI Бородайкевич срочно отправился в Рим, чтобы наблюдать за ходом конклава. Вскоре Бородайкевич шлет в Берлин донесение: по его информации, новым папой Римским станет архиепископ Милана Альфредо Ильдефонсо Шустер. Но прогноз оказался ошибочным: новым понтификом стал государственный секретарь Ватикана и камерленго (что-то вроде управляющего делами) Римско-католической церкви кардинал Эудженио Пачелли (Пий XII).

В Берлине нервничают, называют Бородайкевича «ненадежным источником». Но Вильгельм Хёттль, у которого тоже была черная полоса в карьере, продолжает общаться с Бородайкевичем, давая знать, что не все от него отвернулись. Потом Хёттлю это, вероятно, зачтется – но об этом чуть позже.

Из рук Шелленберга в руки Даллеса

Неприятности для Хёттля закончились после того, как Вальтер Шелленберг, глава департамента VI Главного управления имперской безопасности, разобравшись в ситуации, объявил майора СД «незаменимым» и отмел от него все обвинения.

В 1943 году Хёттль идет на повышение – его переводят в Берлин, в аппарат РСХА, где он становится руководителем зарубежного направления. Главная его задача в то время – организация разведдеятельности на территории фашистской Италии. Он контактировал, в частности, с Галеаццо Чиано – послом Италии в Ватикане, зятем Бенито Муссолини. Хёттль также активно работал с агентами в Великобритании и Соединенных Штатах, тесно контактировал с правительством Хорти в Венгрии.

Хёттль был ловок и изобретателен в своей работе. Редактор английского издания его книги «Секретный фронт» Ян Кольвин вспоминал случай, которым Хёттль поделился с ним, рассказывая о своей деятельности в Будапеште во время войны. Кольвин пишет: «Он ухитрился получить из американской дипломатической миссии конфиденциальные документы. Для этого он воспользовался услугами некой венгерской фирмы, изготовлявшей машины для резки и измельчения бумаги, получившие название «волк». По его заказу была изготовлена и доставлена американцам специальная машина, которая через определенные интервалы времени не измельчала документы, а убирала их в мешок специальным механизмом. Таким образом к нему попал целый ряд документов Госдепартамента».

В апреле 1945-го, перед капитуляцией Германии, Хёттль по заданию главы РСХА Эрнста Кальтенбруннера выезжал в Швейцарию на тайную встречу с Алленом Даллесом. После разгрома Гитлера Хёттль вместе с Кальтенбруннером бежал в австрийскую провинцию. Они какое-то время укрывались вдалеке от торных дорог, неподалеку от тамошнего озера. 

Ночью 12 мая 1945 года группа захвата американской военной полиции скрытно подобралась к скромному сельскому домику в австрийских Альпах на юго-востоке страны. Еще спали первые петухи на подворье, черные тучи проглотили луну, а в хижине вдруг стало светло от мощных фонарей. Скрывавшиеся в крестьянском домишке обергруппенфюрер Эрнст Кальтенбруннер и штурмбаннфюрер Хёттль были взяты в плен сонными, в исподнем.

В американском плену Хёттль почти сразу выразил готовность передать США еще недавно находившуюся под его руководством германскую разведывательную сеть на территории Австрии. Позже Аллен Даллес напишет в своих мемуарах, что Хёттль «жаждал спасти свою шкуру и поэтому мог быть полезен». И он стал полезен разведке США. Но поначалу его ждали тюрьма и участие в работе Нюрнбергского трибунала в качестве свидетеля. Его отвезли в Германию, где он был в заключении до октября 1947 года, а потом вернули в Австрию, в тюрьму Зальцбурга.

Хёттль в Нюрнберге давал показания в качестве свидетеля заочно, через так называемый аффидевит (письменные показания под присягой). Зачитывались показания Хёттля, в частности о его тесном общении с Адольфом Эйхманом – гестаповцем, активным участником Холокоста.

Имя Хёттля всплыло на Нюрнбергском процессе еще раз, когда адвокат Эрнста Кальтенбруннера попытался связать имя своего подзащитного с именем Даллеса. Американская сторона не была заинтересована в обсуждении фактов сепаратных переговоров, и дело замяли: Хёттля так и не вызвали в суд для дачи показаний лично.

Хёттль был освобожден из заключения в декабре 1947 года. При этом американцы воспротивились его выдаче австрийскому суду. Вскоре Хёттль уже мирно пишет книги под псевдонимом Вальтер Хаген. В 1952 году он организует школу в Бад-Аусзее, становится ее директором и там же преподает. Финансовые источники его тогдашней небедной жизни и содержания школы – тайна, покрытая мраком, а возможно – толщей воды. Западноберлинская газета Telegraf в свое время иронически предположила, что Хёттль обнаружил «сокровища Нибелунгов», намекая на то, что его дом находился неподалеку от озера Топлиц – предполагаемого места затопления фальшивых английских и американских денег. Как знать, может и так… А может, все проще – Хёттль очень даже выгодно продался американской разведке.

Их сотрудничество началось в марте 1948 года: Хёттль предложил свои услуги CIC (Корпусу контрразведки армии США) и начал активно работать на это ведомство. Для американцев Хёттль создал обширную информационную сеть в основном бывших солдат вермахта и СС. Ему платили несколько тысяч долларов в месяц. Жил он на широкую ногу: по свидетельству очевидцев, любил кожаные пальто канареечно-желтого цвета и красочные галстуки ручной работы.

Но это лишь бытовые подробности. А что касается политической позиции Хёттля, то тут краски смешиваются. Сегодня у большинства историков войны и спецслужб устоялось мнение, что Хёттль был врагом СССР и во время войны, и после нее. Но, возможно, не все так однозначно.

В активном поиске

Судите сами. В январе 1952 года агент ЦРУ составил документ № XOD-48, в котором содержалась информация из доклада полицейского управления Вены за октябрь 1951 года. Суть: предполагаемая связь Хёттля с советскими официальными представителями. В документе говорится:

«По конфиденциальной информации, в настоящее время д-р Хёттль ведет переговоры с двумя представителями генерала Свиридова (Владимир Петрович Свиридов, советский военачальник, генерал-лейтенант артиллерии, в 1949–1953 годах был верховным комиссаром Австрии. – «НГР») на предмет возможности захвата лидерства в рядах бывшей Waffen-SS (войска СС. – «НГР») и таким образом переиграть дело так, чтобы они работали в интересах русских. Эта информация поступила из кругов бывших сотрудников СД из 6-го управления РСХА в Будапеште; более подробных сведений у них нет.

Автор этого отчета – жандарм или полицейский. Можно предположить, что самой важной персоной из Будапештской СД может быть Йозеф Адольф Урбан (штурмбаннфюрер Урбан в годы войны был начальником управления СД в Будапеште. – «НГР»).

Краткость и нечеткость отчета может навести на предположение, что это необоснованный донос кого-то из врагов Хёттля. Отчет тем не менее вписывается в ряд слухов, касающихся контактов Хёттля с Советами».

А вот что, например, сообщил своему начальству агент ЦРУ 25 июля 1952 года (Report № WIR-2952): «Вильгельм Хёттль, псевдоним Вальтер Хаген (о котором ранее сообщалось), предпринимает попытки внедрить русских агентов в новообразованную немецкую информационную службу (так в тексте. – «НГР»). Есть данные, что его поддерживает одна из заметных персон в Баварии – Адольф Славик, которого он вскоре будет сопровождать в Италию для неизвестной миссии». Адольф Славик – лидер так называемой Австрийской национальной лиги, занимался пропагандой в просоветском духе среди бывших национал-социалистов Австрии.

В конце документа агент выражается четче: «Предположительно Хёттль пытается инфильтровать русских агентов в восстановленную Разведывательную службу Германии».

В аналитической сводке ЦРУ от 27 февраля 1952 года, в частности в пункте № 6, говорится о конспиративных встречах Хёттля: «Сообщения о его частых контактах с советской разведкой подтверждаются. Известно, что он входил в контакт с советскими агентами Гансом Георгом Шварцкопфом, Фритьофом Ридлем и Рихардом Каудером (псевдоним Клатт), которые активизировались в районе Зальцбурга. (По некоторым данным, в частности по воспоминаниям Павла Судоплатова, упомянутый в сводке Каудер-Клатт сотрудничал в годы войны с советским разведчиком Александром Демьяновым – участником сложной радиоигры по дезинформации немецкого командования. – «НГР».) В своей политической активности он связан с Адольфом Славиком…»

В конце документа сотрудник ЦРУ резюмирует: «Нынешняя активность Хёттля на создание советского контрольного аппарата внутри структуры новой немецкой разведки, как и любая информация, относящаяся к этой деятельности, будет постоянно находиться под нашим тщательным контролем».

7 апреля 1953 года газета Washington Post сообщила сенсационную новость о том, что в австрийском Зальцбурге американской контрразведкой арестован бывший офицер СД Вильгельм Хёттль, которому выдвинули официальное обвинение в шпионаже в пользу Советского Союза вместе с двумя офицерами армии США – капитаном Куртом Понгером и лейтенантом Отто Вербером. (Бывшие австрийские коммунисты, натурализованные американские граждане и, кстати, братья). В квартире Хёттля был произведен обыск, где нашли 20 тыс. страниц различных документов и фальшивый паспорт с его фотографией.

Понгер и Вербер были арестованы в Вене, им выдвинули обвинения в предоставлении американских военных секретов второму секретарю советского посольства в Вашингтоне Юрию Новикову. Понгер и Вербер предстали перед судом в Вашингтоне уже 30 апреля. Новиков спешно вернулся в Россию.

А что же Хёттль? Его допрашивает контрразведка США. Экс-майора СД направили на исследование на полиграфе. Но детектор лжи ничего толком не показал. «Следователи убеждены, что Хёттль лжет или скрывает какую-то информацию, которая для Хёттля чрезвычайно важна... Он показал чувствительность при исследовании на полиграфе по всем вопросам, связанным с сокрытием или уничтожением документов», – говорится в докладе военной контрразведки США. И наконец, резюме по итогам исследования на полиграфе: «Допрашивающие не смогли определить, является ли Хёттль действительно советским агентом».

Американцы изучают найденные и изъятые в его квартире документы. Например, записную книжку. В служебном рапорте сотрудника ЦРУ № P/34011 от 15 апреля 1953 года воспроизводится содержание записной книжки Хёттля. Так, например, упоминается в ней некий доктор Людвиг Едличка, не очень лестно характеризующийся – как плохо зарекомендовавший себя разведчик, контактирующий с Советами. (Кстати, в другом документе, а именно в рапорте № XAAZ-2138 от 9 июня 1952 года о Людвиге Едличке сказано: «Работает на советскую разведку, а также собирает информацию для д-ра Хёттля за небольшую оплату».)

А теперь – внимание! – в записной книжке Хёттля обнаруживается уже знакомое нам имя Тараса Бородайкевича. Он жив-здоров. После войны Бородайкевич вернулся в ставшую снова независимой Австрию. Несмотря на то что в новом австрийском правительстве, безусловно, знали о его темном прошлом, его быстро реабилитировали. Ладно, это на совести австрийцев. Но ведь о его работе на гитлеровскую разведку, о членстве в НСДАП не могли не знать – от наших контрразведчиков – в советском Верховном комиссариате в Австрии. И советские оккупационные власти не помешали его восстановлению в вузе в качестве преподавателя. Почему так?

Еще в 1966 году авторитетный ученый и политик Хайнц Фишер (ставший впоследствии федеральным президентом Австрии и пробывший на этом посту 12 лет – с июля 2004-го по июль 2016 года) утверждал в своей книге, что Бородайкевич был русским агентом; завербовал его офицер советской военной разведки, полковник Штерн, проживавший в Вене (Fischer, Heinz, ed. Einerim Vordergrund: Taras Borodajkewycz. Europa Verlag, 1966). Хайнц Фишер впоследствии никогда не опровергал этого.

Эту информацию подтверждает и недавно рассекреченный документ, составленный агентом ЦРУ на немецком языке в ноябре 1948 года. Текст документа не всегда читается из-за технических повреждений оригинала, но суть понятна: австрийский агент ЦРУ с тревогой обращает внимание на контакты Бородайкевича со Штерном, но при этом отмечает, что Хёттль, работавший уже на американцев, отвергает сомнения в нелояльности Бородайкевича. Сегодня же в контексте других расшифрованных документов ЦРУ мы вправе предположить, что Хёттль прикрывал Бородайкевича и рассчитывал на его содействие в контактах со спецслужбами СССР. Прямых подтверждений этому нет, но сама ситуация – лояльное отношение и к Хёттлю, и к Бородайкевичу – позволяет предположить, что советские спецслужбы были готовы (как минимум) сотрудничать с ними обоими.

В конце апреля 1953 года Хёттль, изрядно потрепанный и издерганный, был освобожден из-под ареста.

Итак, вырисовывается такая картина: в 50-е годы прошлого века бывший шпион рейха в Ватикане Бородайкевич был советским агентом, а Хёттль предположительно с его помощью и помощью других своих доверенных друзей (они же, как правило, – источники информации) тоже надеялся стать полезным советской разведке. А вот стал ли?

Еще в 1993 году Верховный Совет Российской Федерации своим постановлением установил ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения о сфере деятельности внешней разведки и составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, на срок 50 лет (в соответствии с перечнем сведений, утвержденным Службой внешней разведки России) со времени их создания. Документ, надо отметить, действующий наряду с законом «О государственной тайне».

Так как имя Хёттля в качестве советского агента до сих пор нигде не обнародовалось, можно предположить, что гриф секретности о деятельности советского агента в Австрии продолжает действовать. Таким образом, он мог сотрудничать с нашими спецслужбами после скандала 1953 года.

Сам же Вильгельм Хёттль 27 июля 1999 года в больнице городка Альтаус в возрасте 84 лет покинул сей бренный мир с его страстями, включая шпионские. О его удачных или неудачных попытках стать двойным агентом мы пока можем догадываться, читая рассекреченные документы ЦРУ о бывшем майоре СД. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Иван Родин

Спецсчета для авторских гонораров позволят чаще штрафовать политэмигрантов за критику СВО

0
1710
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
660
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
1836
Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Милена Фаустова

В Ватикане выставлена раннехристианская реликвия

0
3900

Другие новости