Папа Юлий в споре с арианами принял исторически перспективную сторону. Иллюстрация 1842 года |
6 февраля 337 года папой Римским избран Юлий I. Как и полагается человеку с таким именем, он был урожденным римлянином, и понтификат Юлия способствовал утверждению христианства как имперской религии. В 337 году умер император Константин I, даровавший учению Христа равноправие в огромном государстве. Как раз вскоре после смерти великого императора кафедру апостола Петра занял папа Юлий, который мог пользоваться своими полномочиями первосвященника без страха быть разорванным львами в Колизее. Однако, обретя равноправие и избавившись от давления государства, христиане погрузились в пучину междоусобицы – борьбы последователей Никейского Символа веры и приверженцев арианской ереси. Теперь римский епископ сам обладал достаточным могуществом, чтобы устанавливать единомыслие, разумеется, в русле ортодоксального исповедания, утвердившегося на Западе. Богословская и административная победа никейцев над арианами во время понтификата Юлия позволила римской кафедре выдвинуть первые притязания на верховенство в мире западного христианства. Папе пришлось отстаивать свой авторитет и перед властителем государства. Правда, это был владыка восточной части империи Констанций, склонявшийся к арианам, а не западной, которая, включая город Рим, досталась императору Константу. В результате борьбы с восточными патриархами-еретиками, когда Запад оказался оплотом победившей в христианстве ортодоксии, папе Юлию I было предоставлено право принимать апелляции на решения всех провинциальных епископских синодов, присуждавших кого-либо к лишению епископского сана. Это право осталось и у последующих римских епископов, что заложило основу для последовавшего затем утверждения первенства римского престола.
Для тех, кто воспитан на патриотическом искусстве, они навсегда остались «псами-рыцарями». Кадр из фильма «Александр Невский». 1938 |
6 февраля 1191 года папа Римский Климент III своей буллой учредил «Орден немецкого госпиталя святой Марии в Иерусалиме», более известный по своему сокращенному названию «Немецкий (Тевтонский) орден». В истории Руси эта военно-монашеская организация оставила свой след благодаря противостоянию князю Александру Невскому и битве на Чудском озере, а в истории Польши – битвой при Грюнвальде. Однако эти события случились значительно позже. Зачинался Тевтонский орден в лоне ордена иоаннитов-госпитальеров, и так же во время Третьего крестового похода занимался лечением раненых рыцарей, только обслуживал германцев-паломников и воинов. Вскоре после буллы Климента III сообщество монахов-лекарей было преобразовано в военно-монашескую организацию, а затем центр ее деятельности сместился в Восточную Европу. Папой Гонорием III был объявлен крестовый поход на северо-восток Европы, и таким образом орден обосновался в Восточной Пруссии, выступая не только против язычников-пруссов и литовцев, но и Польши и Новгородской Руси. Фактическую гибель государству монахов-рыцарей предопределило появление протестантизма. После встречи с Мартином Лютером великий магистр Альбрехт сложил с себя полномочия и монашеские обеты, признав над собой власть польского короля. Орден был восстановлен в XIX веке и вернулся к своим истокам – вновь превратился в благотворительную организацию, преимущественно женскую. До наших дней сестры ордена служат в госпиталях Австрии и других европейских стран.
комментарии(0)