Материалы Ставропольского собора использовались советской властью для антирелигиозной пропаганды. Обложка из книги Кандидова Б.П. «Церковно-белогвардейский собор в Ставрополе в мае 1919 г.» М., 1930
|
На Юг России после упразднения большевистской властью ведомства военного духовенства прибыл последний его руководитель протопресвитер Георгий Шавельский. В Екатеринодаре его встретил главнокомандующий белогвардейскими вооруженными силами региона генерал Антон Деникин и сразу вменил ему в обязанность управлять военными священниками.
Сложившуюся ситуацию в своих воспоминаниях Шавельский объясняет так: «Связь с патриархом порвалась. Каждая епархия жила своею жизнью. Вопросы, превышающие компетенцию епархиальной власти, или решались на свой страх епископами, или оставлялись без разрешения. Некоторые церковные вопросы восходили до Деникина. Тогда спрашивали мое мнение». Протопресвитеру военного духовенства в условиях усложнившейся социально-политической обстановки и экономического положения региона доводилось включаться в разрешение вопросов не только сугубо церковных, но и гражданских.
Условия, в которых оказались порванными связи юго-восточных епархий с патриархом, привели протопресвитера к мысли о создании местного общецерковного управления. И оно было здесь учреждено на основании определений Ставропольского собора, проходившего 19–21 мая 1919 года и получившего название Юго-восточный русский церковный собор (ЮВРЦС). Шавельский стал главным его организатором. Созыв Собора проходил с одобрения того же Деникина. Более того, для организации начала работы Собора генерал отправил письмо управлявшему в то время Донской епархией архиепископу Митрофану (Симашкевичу), в котором просил иерарха созвать предсоборное совещание епископов и членов епархиальных советов. В решениях образованной подготовительной комиссии была отмечена просьба к главнокомандующему об отпуске средств для проведения Собора до 50 тыс. руб.
С выступления генерала Деникина и начал первое заседание региональный церковный форум. Собор за три дня работы подготовил и утвердил несколько «определений», а также послания к различным категориям граждан России, включая красноармейцев, и зарубежным церквам – православным и иных конфессий. По принимаемым документам шли дискуссии и даже споры, так как участники Собора нередко высказывали противоположные мнения по тем или иным обсуждаемым вопросам, в том числе и политическим. Некоторые выступающие входили в такой митинговый раж, что их лишали слова.
«Определения» конкретного политического содержания не принимались. Главное, против чего выступил Собор, был большевизм, ставший идеологической основой развязывания гонений на церковь. Собор благословлял представителей Белого движения на борьбу с гонителями. В обращении к красноармейцам соборяне заявляли, что считают их отнюдь не врагами, но обманутыми и заблудшими братьями, и призывали к покаянию. Основываясь на принципе «печалования за грешные души», Собор обращался к Деникину, чтобы тот заменил попавшим в плен красноармейцам смертную казнь на менее жестокое наказание. И действительно, с его стороны последовали замены смертной казни каторгой.
С продвижением Красной армии и установлением советской власти постепенно начинают налаживаться связи временно отторгнутых епархий с общецерковным центром. Однако это не привело к полному воссоединению Русской церкви.
Ставропольский собор у историков церкви и религиоведов вызывает интерес не только потому, что он не был канонически санкционирован патриаршей властью, образовав ВВЦУ в южной части России. Но и потому, что некоторые его представители, оказавшись после Гражданской войны за пределами Отечества, продолжили начавшееся отделение созданием независимой от Московского патриархата Зарубежной церкви.
комментарии(0)