Капуцины часто служили в тюрьмах и больницах. Йоханн Мербах. Капуцин за работой. 1767
|
Нет предела совершенству, даже в стремлении к самоуничижению и изнурению плоти. Нищенствующий орден францисканцев в позднее Средневековье раскололся на три течения, каждое из которых создавалось в надежде достичь уровня аскезы, достойного Франциска Ассизского. Наиболее радикальное направление стало называться капуцинами – по названию остроконечного капюшона, в который наряду с рясой бурого цвета и сандалиями облачался монах, живущий только подаянием. Основателем ордена стал францисканский монах Маттео да Басси, который в своем стремлении к предельному опрощению не нашел поддержки среди собратьев и только при помощи церковных и светских властей одного из итальянских княжеств организовал первые общины нового толка. 3 июля 1528 года папа Римский Климент VII специальной буллой Religionis Zelus узаконил Орден меньших братьев отшельнической жизни. Новая организация стала одним из столпов движения Контрреформации, заданного Тридентским собором 1545–1563 годов, и должен был являть пример альтернативного реформирования веры, не затрагивающего иерархии Римской церкви. Капуцины активно занимались миссионерской деятельностью в разных частях света. В 1705 году миссия ордена получила дозволение Петра I разместиться в Москве. Позже капуцины попытались проникнуть и в новую столицу, Санкт-Петербург, однако столкнулись здесь с представителями своего «материнского» ордена – францисканцев. В Астрахани капуцины открыли школу, в которой учились российские поэты XVIII века Антиох Кантемир и Василий Тредиаковский. Уже в XX веке в Галиции при участии грекокатолического митрополита Андрея Шептицкого было создано отделение ордена византийского обряда. Изначально родившийся из стремления к полнейшему отрешению от всего земного, орден воплотил свой идеал в немного жуткой форме. В Палермо, на Сицилии, известны так называемые катакомбы капуцинов, подземелья, где на общее обозрение выставлены останки тысяч монахов и знатных мирян. Впрочем, и такой макабрический апофеоз смирения получил неоднозначачную репутацию из-за того, что туристам приходится платить за посещение этой достопримечательности.
Мировая религиозная война
Фридрих V так и не смог сохранить Чехию для Реформации. Геррит ван Хонтхорст. Портрет Фридриха V, короля Богемии. 1634. Курпфальцский музей, Гейдельберг, Германия
|
комментарии(0)