Взгляды монаха Лютера предопределили религиозный раскол Европы на протестантов и католиков. Фердинанд Паувелс. Лютер прибивает 95 тезисов. 1872. Замок Вартбург, Айзенах, Германия |
Причиной внезапного изменения жизни и мировоззрения стала... молния. За несколько дней до этого молодой магистр факультета искусств Эрфуртского университета, сын тогда преуспевающего горного мастера и зажиточного бюргера Ганса Людера возвращался домой навестить своих родителей. Неожиданно небо затянулось тучами и началась настоящая буря с грозой и громом. Юноше негде было укрыться от разверзнувшейся стихии. Вдруг одна из молний ударила прямо под ноги несчастному, и тот громко воскликнул: «Святая Анна, спаси меня, и я стану монахом!» После этих слов непогода утихла и дождь прекратился. Впрочем, об уходе от светской жизни Мартин задумывался и до этого происшествия. И когда, развлекаясь со шпагой, сам себя случайно полоснул оружием так, что если бы не быстрая помощь врачей, он едва ли сумел бы выжить. И тогда, когда при непонятных обстоятельствах погиб его друг. Третье происшествие окончательно убедило юношу, что небеса шлют ему знак, и он решил отречься от мирской жизни.
Надо сказать, что семья Лютера была не в восторге от принятого их сыном решения. Отец хотел видеть его юристом или адвокатом. Разгневанный родитель даже отослал сыну письмо, где запретил ему уходить в монастырь и лишил своего благословления. Не поняли выбор Мартина и его друзья. Да и сам будущий реформатор был полон сомнений. Однако слишком хорошо он запомнил тот свой страх и отчаяние перед приближающейся смертью. Позже, вспоминая об обстоятельствах своего вступления в монастырь, Лютер признавался: «Я раскаивался в том, что дал обет, однако отступать не собирался». В итоге он отдал предпочтение монашескому ордену августинцев и очень скоро преуспел на новом поприще. В 1507 году получил сан священника. Год спустя стал профессором Виттенбергского университета. Позже получил и титул почетного доктора богословия.
Целеустремленное изучение Библии и сочинений средневековых мистиков привело Мартина Лютера к разрыву с западнохристианской доктриной оправдания посредством «добрых дел» и к утверждению личной веры как единственного пути спасения. 31 октября 1517 года он прибил к дверям храма в Виттенберге свои знаменитые «95 тезисов», которые оспаривали практику индульгенций, в то время особенно широко распространившуюся в католической церкви. Этот день всеми протестантскими церквами признан Днем Реформации. В 1520 году папа Лев X предал Лютера анафеме. 10 декабря этого же года мятежник при большом стечении студентов и профессоров торжественно сжег папскую буллу об отлучении от церкви у Эльстерских ворот Виттенберга. Этот символический акт ознаменовал полный разрыв христианского богослова не только с папой, но и со всей римско-католической церковью. 26 мая 1521 года был издан Вормсский эдикт, осудивший протестанта как еретика. Только благодаря заступничеству саксонского курфюрста Фридриха III Мудрого Лютеру удалось сохранить жизнь, и он продолжил свою реформаторскую деятельность, также перевел Библию на немецкий язык и заложил основы того, что сегодня называется протестантизмом.
Еще в августе 1520 года вышло в свет знаменитое послание Лютера «Его императорскому величеству и христианскому дворянству немецкой нации», в котором он изложил свои взгляды на священство. В 26 параграфах реформатор также перечислил недостатки современной церкви, требующие реформы. Он восставал против светской политики церкви и роскоши пап, называвших себя наместниками Христа, против присяги епископов, из-за которой они попадают в рабскую зависимость от Рима, требовал отмены безбрачия духовенства и значительного ограничения монашества. К слову, сам бывший монах-августинец женился в 1525 году на 26-летней Катарине фон Бора, также некогда монашке. Она родила ему шестерых детей и сумела окружить мужа заботой и вниманием так, что Лютер никогда не пожалел об этом.
Кстати, фамилия Лютер вместо Людер появилась так: ученый и богослов активно общался с гуманистами, в среде которых было принято брать звучные псевдонимы. В 1517 году Мартин скрепляет свои письма именем Eleutherius, что в переводе с древнегреческого означало «Свободный». Позже оно трансформировалась в Luther. А первые последователи реформатора называли себя еще не лютеранами, а мартинианами.
комментарии(0)