Европейские пастыри с удовольствием предавались курению трубки. Эдуард фон Грютцнер. Священник читает и курит трубку, сидя в кресле. Конец XIX – начало ХХ века |
Согласно утверждениям туземцев, дым, исходящий от них, обладал магическими свойствами, а его вдыхание помогало общаться с Великим духом и узнавать волю богов. На прощание аборигены даже подарили гостю связку таких «трубок», однако распространение табака в Европе связано отнюдь не с именем Колумба. Считается, что первым, кто завез семена этого растения в Испанию, был католический монах Роман Панэ, который побывал в Америке в качестве миссионера со второй экспедицией Колумба.
Уже к 1496 году в Испании появилось несколько табачных плантаций. Спустя всего полвека собирать урожаи табака стали в Португалии и во Франции, а растению приписывали целебные свойства. Известно, что в 1560 году французский посол в Португалии Жан Нико презентовал королеве Екатерине Медичи листья табака и посоветовал ей вдыхать их аромат в случае мигрени. Благодарная правительница, которая впервые за долгие годы смогла избавиться от головных болей, назвала «чудодейственное лекарство» в честь дарителя – никотин. Заядлым почитателем этой «королевской травы» при французском дворе стал и тогдашний великий магистр Мальтийского ордена Жан Паризо де ла Валетт. Именно он способствовал распространению ее употребления среди своей братии. В 1620 году в Севилье была построена первая фабрика по переработке табака, положившая начало эре сигарет.
Поскольку воспринимавшийся как панацея от всех болезней табак стал представлять опасность и приводил к частым отравлениям и многочисленным смертям, Католическая церковь одной из первых пыталась бороться с его распространением и употреблением. Так, еще в 1575 году в церковных зданиях было запрещено курение трубки из‑за шума огнива, но табак можно было нюхать или жевать. Но в 1624 году папа Римский Урбан VIII издал специальную буллу, которая под страхом отлучения запрещала употребление этого «дьявольского порошка». Правда, пока только в святых местах. В 1650 году папа Иннокентий X запретил употребление табака в соборе Святого Петра, чтобы уберечь от плевков новый мраморный пол, чем вызвал недовольство верующих. В 1692 году в чилийском Сантьяго по приказу папы Иннокентия XII были заживо замурованы пятеро монахов, обвиненные в курении. Но уже в 1725 году папа Бенедикт XIII снова разрешил жевать или нюхать табак в церкви, потому что его раздражал большой поток верующих, которые выходили во время мессы, чтобы покурить на улице. Историки утверждают, что папы Пий IX и Пий X сами были подвержены этой пагубной зависимости. Епископ Амелии Винченцо Лойяли так в свое время писал про папу Пия X: «Помню, как заметил, что его белоснежная мантия вся усыпана нюхательным табаком. Это поразило меня. Очевидно, папа считал, что это не отразится на его святости».
Лишь в 2002 году при одобрении папы Иоанна Павла II был принят закон о строгом запрете курения в любых местах общественного пользования Ватикана. Причем запрещено было не только курить, но и зажигать сигарету. В 2018 году папа Франциск запретил продажу сигарет и табака своим сотрудникам, даже несмотря на то, что, согласно информации Associated Press, их продажа была вторым по важности источником дохода Святого престола и приносила ему порядка 10 млн евро ежегодно.
В Россию табак попал в середине XVI века. И сначала также подвергся преследованию со стороны иерархов. Царь Михаил Федорович, например, по настоянию патриарха Иоaсафа I, который жаловался на дурной запах, распространяемый курильщиками в церкви, в 1634 году издал указ, согласно которому запретил продажу и употребление «богомерзкой травы», приказав воеводам «смотреть настрого, чтобы посадские люди в зерно и карты не играли и поганого табачного зелья не жевали, в ноздри не пихали и не курили». Его сын, Алексей Михайлович, в 1649 году внес отцовский запрет в «Соборное уложение» (свод всех законов Русского царства). Согласно документу, всем нарушившим закон в первый раз полагалось 60 палочных ударов, а во второй – пожизненная ссылка в Сибирь. Любителям нюхать «бесовскую забаву» отрезали носы или уши, а ее торговцам грозила смертная казнь.
Все изменилось с восхождением на царский престол Петра I, заядлого курильщика. В 1697 году он отменил все антитабачные санкции. Со времен Петра к махорке пристрастилось и русское духовенство. Известно, что «подымить» любили и некоторые святые. Среди них епископ Серафим (Чичагов), иеросхимонах Макарий Оптинский, а также святитель Николай Японский (Касаткин). Сразу после своего рукоположения в епископы в марте 1880 года он оставил такую запись в дневнике: «Вечером скучно было и хотелось курить, а, между тем бросил с воскресенья – более чем двадцатилетнюю привычку нелегко бросить». Профессорам Московской духовной академии в конце XIX века помимо зарплаты деньги выдавали не только на оплату квартиры и приобретение книг, но и на покупку табака. Психолог Владимир Бехтерев отмечал в то время любопытное явление: некоторые кликуши, которые обыкновенно боялись любых святынь, стали побаиваться и запаха табака, связывая его с такими же церковными атрибутами, как мощи или ладан.
комментарии(0)