Первым из российских императоров под звуки нового гимна был коронован Александр II. Обложка книжного издания молитвы «Боже, царя храни!». СПб., 1858 |
О том, что России необходимо собственное уникальное музыкальное произведение, отражающее мощь и силу государства, наверное, впервые задумались в 1790 году, когда в ходе Русско-турецкой войны русскими войсками под командованием Александра Суворова была взята слывшая ранее неприступной османская крепость Измаил. До этого на торжествах исполнялись или церковные песнопения, или (со времен Петра I) военные марши. В 1791 году поэт Гавриил Державин написал торжественную оду «Гром победы, раздавайся!». Спустя три года появилась еще одна церемониальная песнь – «Коль славен наш Господь в Сионе», написанная композитором Дмитрием Бортнянским на стихи Михаила Хераскова. Однако ни первая, ни вторая композиции так и не стали государственными символами.
После победы в войне с Наполеоном страну охватил новый патриотический порыв, и в 1815 году знаменитый поэт и государственный деятель, а также наставник цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, Василий Жуковский написал «Молитву русского народа». Его первые строки были такими: «Боже, царя храни!// Славному долги дни// Дай на земли!// Гордых смирителю// Слабых хранителю/ /Всех утешителю// Всё ниспошли!..» В 1816 году, на пятилетний юбилей Царскосельского лицея, его воспитанник Александр Пушкин к первоначальным строфам Жуковского добавил два собственных куплета и положил на мелодию британского национального гимна поэта и композитора Генри Кэри «Боже, храни короля!». Присутствующему на торжествах в Царском Селе Александру I произведение понравилось, и он утвердил его в качестве официального гимна Российской империи, сохранив за ним оригинальное название – «Молитва русского народа». В последующие 17 лет английской мелодией встречали российских монархов.
Однако в 1833 году, совершая долгое турне по Европе, император Николай I решил привнести в «Молитву» национальный колорит. Он поручил талантливому композитору и скрипачу-виртуозу Алексею Львову, успешно совмещавшему занятия музыкой с государственной службой, написать для русского гимна новую мелодию. Львов с рвением принялся за работу и спустя несколько дней представил на суд императору новый проект торжественного песнопения, в котором помимо музыкального сопровождения был значительно изменен и текст. Этим, впрочем, занимался Жуковский. Свою «Молитву» он тщательно переработал, оставив в ней всего шесть строк, рассчитанных на 16 тактов мелодии. Нетронутыми остались только название и первая строка: «Боже, царя храни!// Сильный, державный// Царствуй на славу, на славу нам!// Царствуй на страх врагам// Царь православный!// Боже, царя храни!» При этом «сильный, державный!» – как раз парафраз пушкинских строк. Правда, в пушкинском варианте они звучали «Там – громкой славою// Сильной державою// Мир он покрыл».
Текст нового гимна, который впервые был публично исполнен в здании Придворной певческой капеллы в присутствии императора и императрицы, очень удачно сочетался с монархической доктриной «Православие, самодержавие, народность». Она была разработана в том же 1833 году тогдашним министром просвещения графом Сергеем Уваровым. 31 декабря указом императора произведение было утверждено как официальный гимн Российской империи под новым названием «Боже, царя храни!». В таком виде он просуществовал до Февральской революции 1917 года. А первым императором, который был коронован под звуки этого гимна, стал в 1856 году Александр II.
Любопытно, что за семь лет до революции российские протестанты, уважая государственную власть, на открытии Всероссийского съезда Союза русских баптистов все же несколько изменили отдельные строки гимна. Так, вместо слов «царствуй на страх врагам» они исполнили «царствуй на страх грехам», а вместо «царь православный» – «царь ты наш славный».
комментарии(0)