0
12115
Газета История Интернет-версия

14.06.2022 17:36:00

Твердыня ислама в осаде вестернизации

Как египетский университет Аль-Азхар эволюционировал на переломе эпох

Сергей Богомолов

Об авторе: Сергей Александрович Богомолов – историк.


9-11-2480.jpg
Основатель современного Египта
Мухаммед Али в ходе своих реформ подчинил
государственной политике и ортодоксальное
духовенство, и суфийские тарикаты.  Огюст
Кудер. Мухаммед Али-паша. 1841. Версаль
По приказу халифа ал-Муизза в 969 году в Каире началось строительство мечети Аль-Азхар (Блистательной). В 988–989 годах его преемник ал-Азиз приказал учредить при этой мечети медресе для подготовки судей и богословов. Новая династия Фатимидов стремилась не только к политической, но и к интеллектуальной независимости от халифата Аббасидов с центром в Багдаде. Исламский университет Аль-Азхар надолго пережил своих основателей и в течение Средних веков и Нового времени оставался ядром образовательной системы Египта, Северной Африки и всего Ближнего Востока. По выражению Антонио Грамши, это учебное заведение выпускало «традиционную интеллигенцию» на факультетах богословия, филологии и мусульманского права.

Реформы Великого паши

Основатель современного Египта вице-король Мухаммед Али (1769–1849) в ходе своих реформ подчинил государственной политике и ортодоксальное духовенство, и суфийские тарикаты. Разумеется, без внимания Великого паши не могло остаться и руководство Аль-Азхара, в котором готовились проповедники для главных мечетей и преподаватели медресе Египта и соседних стран. В целом улемы сохраняли лояльность к вице-королю как к носителю верховной государственной власти. Пятничные проповеди в мечетях последовательно внедряли идеи лояльности в сознание мусульманского населения. Традиционное подчинение суннитского духовенства главе государства не позволяло игнорировать новую государственную политику модернизации и сближения с Европой. Процессы обновления управления и образования начались и в старейшем университете исламского мира.

В первой половине XIX века доходы исламского университета от его собственности (эндоументов) сократились с 500 тыс. египетских фунтов до 4 тыс. , и он оказался в зависимости от платы студентов за обучение и государственных субсидий. Неудивительно, что шейх Аль-Азхара Хасан аль-Атта (1831–1835), а затем муфтий Александрии Мухаммед аль-Инбаби (1850–1851) издали фетвы, в которых одобряли реформы Великого паши, в том числе самую спорную – реорганизацию вооруженных сил по европейским образцам. В частности, шейхи утверждали, что пророк Мухаммед и праведные халифы ввели военные тренировки и изучали стратегию своих противников для того, чтобы одерживать победы в священной войне. Соответственно мусульмане в Египте могут изучать христианские военные науки, заимствовать их вооружение, униформу и т.д.

В 1864 году новый вице-король (хедив) Исмаил (1830–1895) назначил шейхом Аль-Азхара представителя шафиитской богословско-правовой школы Мустафу аль-Аруси. Новый правитель Египта поставил задачу восстановления государственных светских школ и соответственно модернизации религиозного образования. Аль-Аруси сразу же вступил в конфликт с консервативными преподавателями, требуя заменить архаичные методики, основанные на устных диспутах, современными педагогическими системами, включающими письменную отчетность и формализованный контроль учебного процесса. Шейх начал высылать своих противников из Каира в отдаленные города Верхнего Египта. После многочисленных петиций-протестов улемов к хедиву в 1870 году Исмаил назначил шейхом Аль-Азхара Мухаммеда аль-Аббаси аль-Махди, впервые заменив шафиита ханифитом – представителем другой школы исламского права. Кроме того, этой отставкой было нарушено неформальное правило пожизненного назначения главы университета.

Аль-Аббаси продолжил модернизацию учебного процесса. В 1872 году он ввел порядок избрания преподавателя, учитывая не только его возраст, но и профессиональные качества. Был регламентирован порядок выдачи шахад – свидетельств о присвоении трех видов ученых степеней. Вместо формального получения документов о прослушанных лекциях (иджаз) выпускники были обязаны сдавать экзамены по богословию (таухид), Преданию (хадисам), текстам Корана (тафсир), арабской грамматике, синтаксису, логике, риторике и мусульманскому праву.

В 1870-х годах в университете преподавали 314 шейхов – 143 шафиита, 95 маликитов, 70 ханифитов и 4 ханбалита, а обучались 9423 студента. Ханифиты представляли 22% преподавателей и 12% (1113) студентов, шафииты соответственно 46 и 48% (4570), маликиты 30 и 39% (3710). Четверо шейхов-ханбалитов обучали 30 студентов из Аравии, где распространена эта богословская школа. Таким образом, интеллектуальные и материальные ресурсы в процессе обучения концентрировались на подготовке молодежи из Турции, Сирии, а также отпрысков османского нобилитета (дхават) в Египте. В декабре 1881 года Мухаммед аль-Аббаси был смещен собранием алимов и студентов Аль-Азхара как приверженец османского ханифитского ислама и политический консерватор. Вместо него Аль-Азхар возглавил более радикально настроенный шейх аль-Эмбали.

Как учили и учились в Аль-Азхаре

Американский консул Фрэнсис Пенфилд отметил непопулярность у европейских туристов в Каире университета, который был намного старше Оксфорда, Кембриджа и Сорбонны и представлял собой одну из главных достопримечательностей египетской столицы. Дипломат за 15 минут прошел из отеля вдоль квартала Муски, а затем по узкой улочке книготорговцев добрался до учебного заведения. Аль-Азхар располагался в комплексе зданий с центральной площадью, разделенной на отдельные участки. 300 мраморных колонн с художественной резьбой поддерживали портики, защищавшие от солнца. В университете проживало множество кошек, но запрещался доступ «нечистых» собак. Во внутренний двор можно было попасть через семь входов, названных в соответствии с конгрегациями студентов (риваками) различных национальностей. Сакральным центром комплекса была соборная мечеть Аль-Гами аль-Азхар («Блистательная мечеть цветов»).

В 1870–1890-е годы университет функционировал за счет пожертвований и платы за обучение. Преподаватели не получали жалованья, но могли рассчитывать на льготное питание и добровольные пожертвования учеников. Свой главный доход шейхи Аль-Азхара получали за счет частных уроков и выполнения религиозных обрядов при рождении и обрезании детей, на похоронах и т.д. На занятиях царил дух равенства: сын богатого нотабля в шелковой одежде находился рядом с феллахом в холщовой робе, и в конце урока они оба целовали руку учителю в знак благодарности.

В Аль-Азхаре шейхи до последнего отстаивали свои привилегии. Все помнили, что в старом Египте их встречали на улицах с царскими почестями. Молитва шейха на семейном празднике считалась особым благословением. Если улем из Аль-Азхара заходил в лавку, торговец никогда не называл цены на свои товары. Он полагал, что любые деньги, которые заплатит шейх, будут справедливой платой и большой честью. Учитель мог выразить недовольство нерадивым слушателем, хлестнув его пальмовой ветвью, которую обычно держал в руке и которая заменяла березовую розгу в западных школах. Однако Пенфилд подчеркнул трудолюбие, послушание и дисциплину учеников. Шейх вел занятия по рукописному Корану, замечая малейшие ошибки в его чтении и толковании. Если у него было слабое зрение, то он назначал чтеца-студента.

9-11-1480.jpg
Беспорядочное движение студентов по двору
университета сопровождалось таким же
хаотичным метанием между текстами,
без какого-либо плана или программы.   
Иван Билибин. Двор мечети Аль-Азхар
и университетский комплекс Каира.
Рисунок 1921 года
После всех реформ в 1870-е годы в Аль-Азхаре все еще не был установлен фиксированный срок обучения. Слушатели могли учиться всю жизнь, но обычно завершали свое образование в течение 3–6 лет. Они самостоятельно выбирали своих преподавателей и учебные курсы. Учебный год прерывался каникулами летом в разгар жары и в Рамадан. Студенты, как и все мусульмане в Каире, поднимались до рассвета и после первой молитвы начинали занятия, продолжавшиеся до полудня. Студенты располагались вокруг шейхов во дворе между колонн на коврах без обуви, но в обязательных головных уборах. В жилых помещениях присутствовали особые надзиратели, которые контролировали поведение учеников вне учебы. Обучение в Аль-Азхаре давало освобождение от воинской повинности, и это было мощным стимулом к соблюдению правил общежития. В случае каких-либо проступков и отчисления студент мог быстро стать солдатом.

Бытовые условия были довольно аскетичными: все питались простым овощным супом, финиками и чесноком. Для бедных студентов руководство выделяло 900 порций хлеба в день. Отдельные преподаватели обучали слепых учеников, для которых в восточном крыле была устроена особая молельня (Завийят аль-умьян). Знаменитый исследователь Египта первой половины XIX века Эдвард Уильям Лэйн, а впоследствии и Пенфилд обратили внимание на особый фанатизм и «турбулентность» этой группы, насчитывающей около 300 человек. Они с особой яростью отстаивали свои права при ухудшении питания и категорически протестовали против посещения Аль-Азхара христианами. Во время Мухаммеда Али их обучал слепой шейх аль-Кувайсини, и если они оставались голодными, то большими ватагами с поводырями грабили соседние лавки.

Между наукой и магией

Британский советник Альфред Милнер, занимавший во время «завуалированного протектората» должность заместителя директора Департамента финансов, считал, что основание Аль-Азхара стало одним из самых ярких проявлений экспансивной жизненности раннего ислама, которая основывалась на соответствии теории и практики. Арабский халифат в самую темную эпоху европейской истории сохранил «лампу науки», а в Каире Аль-Азхар всегда оставался центром исламского просвещения. Эта мечеть стала центром университетского образования за сотни лет до появления Сорбонны и Оксфорда и до сих пор сохраняла величайший престиж во всех мусульманских странах. Но даже после реформ аль-Аббаси и аль-Эмбали Аль-Азхар был если не в мертвом, то в дремлющем и бездействующем состоянии. Шейхи сохраняли мировое лидерство в преподавании арабского языка, но их схоластические методы в других науках находились «в последней стадии дегенерации».

Британский интеллектуал крайне низко оценил результаты усилий мусульманских реформаторов. По его мнению, «дряхлая теология и юриспруденция» основывалась на комментариях средневековых ученых и совершенно не годилась для современного мира. Корпорация улемов была своеобразным аналогом средневековой христианской церкви, выполняя функции посредника между Богом и человеком и без помощи таинств самым деспотическим образом контролируя сознание простых верующих. Движение шейха по ступеням религиозной иерархии зависело не от его интеллекта, а от механического зазубривания формул, созданных в Античности и раннем Средневековье.

В современном Египте авторитет Аль-Азхара основывался на «доверии невежественного населения к изуверскому фанатизму» духовенства. «Стерилизованные» учителя из этого университета в начальных школах (куттабах) не могли научить детей осознанному пониманию и творческому развитию идей Корана. Ученики ограничивались запоминанием священных формул, которые затем повторяли при рождении ребенка, во время свадеб, похорон или в других обрядах. Точно так же в английских начальных школах дети не могли понять язык Чосера и Шекспира, но перед ними затем были открыты дороги в Оксфорд и Кембридж, а в Египте был только Аль-Азхар. Милнер считал целью и смыслом современного образования «интеллектуальную гимнастику», а не «монотонное пение» и «затуманивание рассудка».

Аль-Азхар сохранял квинтэссенцию архаического мусульманского образования с его хаотическим взаимодействием учителей и учеников. Беспорядочное движение студентов по двору университета сопровождалось таким же хаотичным метанием между текстами, без какого-либо плана или программы. Преподаватели не контролировали присутствие или отсутствие учеников, игнорировали их успехи или неудачи в усвоении учебного материала, даже не думали о его повторении и закреплении. Шейхи не вели регулярного наблюдения за своими слушателями, не оценивали их результаты, не поощряли и не наказывали. В отличие от Ланкастерской системы в Великобритании главной формой преподавания в мусульманских школах была не лекция, а диспут. Во время беседы с учениками учитель и сам продолжал учиться, слушая их мнения и размышляя над текстами. Шейхи Аль-Азхара до реформ 1870-х годов никак не заботились об упорядочении и повышении качества учебного процесса, о централизованном структурировании кода информационных обменов.

Вся исламская педагогика сводилась к случайным неопределенным дискретным коммуникациям один на один. Это не позволяло установить взаимосвязи между теоретическими знаниями и практическими навыками. Студенты двигались от изучения к комментированию Корана в хадисах, расширяя религиозную доктрину в ее интерпретациях. Они начинали с механического заучивания сур, необходимых для молитв, оригинальных текстов (matn), а затем переходили к рациональным комментариям (sharh). Следующими ступенями были глоссарии, то есть замечания к комментариям (hashiya) и их объяснения (tahrir). Как правило, тексты хадисов, использовавшиеся в Аль-Азхаре, были испещрены пометками между строк и на полях.

Порядок изучения мусульманской догматики, ритуалов и юриспруденции был основан не на единой учебной программе, а на логике интерпретации в различных мазхабах. В Аль-Азхаре шариат преподавали не как правовую систему, а как ремесло, обеспечивавшее повседневный заработок. Будущие лидеры городских и сельских общин, проповедники или судьи получали знания не в организованном учебном процессе, а в совокупности практических действий. Правильно произнесенное и/или написанное слово Корана превращалось в главный ресурс социального влияния и политической власти. Выпускники Аль-Азхара, не сумевшие занять должности в мечетях или судах, зарабатывали изготовлением амулетов. Пергамент с цитатой из Корана для любого египтянина был надежной защитой от «злого глаза», болезней и неудач. Чтецы Корана обязательно присутствовали при рождении детей, на свадьбах и похоронах в качестве носителей и трансляторов слов Аллаха, защищая правоверных мусульман от внешнего таинственного и страшного мира. Присутствие улема при заключении коммерческих сделок было лучшей гарантией выполнения партнерами своих обязательств.

Традиционная британская исламофобия помешала Милнеру и его последователям увидеть и понять сущность процессов, происходивших в главном университете исламского мира. Модернизация учебного процесса в Аль-Азхаре шла параллельно с развитием исламского Просвещения (Нахды). Шейхи понимали, что развитие рыночной экономики, строительство железных дорог и телеграфных линий, количественное увеличение и усиление влияния европейских специалистов и христианской компрадорской буржуазии требовали качественного повышения квалификации мусульманского духовенства. Обучение студентов больше не могло ограничиваться механическим зазубриванием Корана и хадисов. Чтобы сохранить влияние на верующих, алимам предстояло познакомиться с достижениями современной европейской науки. Но это уже была следующая глава истории Аль-Азхара. n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1108
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
684
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1326
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1324

Другие новости