0
946
Газета Искусство книги Интернет-версия

20.09.2001 00:00:00

Проблемы нескольких профессионалов

Тэги: шрифты, каров, книга


Питер Каров. Шрифтовые технологии. Описание и инструментарий. Пер. с англ. - М.: Мир, 2001,454 с.

Эта замечательная книга, написанная несколькими авторами (почему-то издательство вынесло на титул только фамилию Каров), посвящена основам проектирования шрифтов, истории шрифтового производства, объективным методам оценки качества шрифта и его удобочитаемости, вопросам правовой охраны шрифтов. Книга, с такой полнотой и знанием дела описывающая современные шрифтовые технологии, появилась на русском языке впервые. И если вы настолько легкомысленны и безрассудны, что готовы ввязаться в безнадежное дело шрифтового проектирования, - это книга, которую вы обязаны прочесть.

Конечно, жизнь не стоит на месте, и со времени выхода книги на английском языке (1994 год) многое изменилось в технологиях полиграфии, в области проектирования и производства шрифтов. Радикально изменились возможности компьютеров, обесценив подробности текста, связанные со скоростью обработки данных и объемом памяти, необходимым для хранения шрифтов. Временами авторы буквально очарованы программой IKARUS, но при своих фантастических возможностях для начала 80-х годов прошлого века к сегодняшнему дню она не стала популярным инструментом дизайнеров шрифта.

Остается только пожалеть, что идея перевести книгу на русский язык не появилась в издательстве "Мир" раньше.

Однако все это не умаляет достоинств книги. Форматы шрифтовых файлов меняются (вчера - PostScript и TrueType, сегодня - OpenType, завтра - что-нибудь еще), но основы шрифтового проектирования в сущности не изменились за последние шесть столетий, прошедших с момента изобретения Гутенбергом технологии производства подвижных печатных литер. Каждый раз, проектируя новую шрифтовую гарнитуру, дизайнер должен разрешить все тот же неизменный круг проблем, поскольку формы знаков любого алфавита эволюционируют чрезвычайно медленно; шрифт создается для глаза, а устройство этого оптического прибора и способ обработки изображения мозгом остаются неизменными.

Но нет в мире совершенства. Добавлю и я в рецензию немного дегтя, как того требуют законы жанра.

После двукратного перевода (с немецкого на английский и с английского на русский) некоторые фразы удается понять только потому, что заранее знаешь, что должно быть написано, а иные места остаются и вовсе непонятыми. Отчасти это связано с несложившейся на сегодняшний день профессиональной шрифтовой терминологией на русском языке. Да и не только шрифтовой. Огорчила обычная для пишущих на русском языке путаница с терминами "кернинг" и "трекинг" (стр. 16). На странице 151 разрешающая способность зрения названа "распознавательной способностью", хотя глава посвящена разрешающей способности, а не распознаванию образов.

Профессиональный язык не может сложиться при отсутствии профессионального сообщества (десяток шрифтовиков на всю Россию+Украину+Белоруссию - не сообщество); в то время, когда общество делится на кидал и лохов; в той ситуации, когда издающие организации предпочитают находить необходимые им инструменты (я о шрифте), копируя их у своих конкурентов ("профессиональная солидарность"), на пиратских сайтах в интернете или приобретая на CD с названиями "15 000 кириллических шрифтов". Кстати, редактор русского издания, он же - главный художник фирмы "ПараТайп", насчитал на сегодняшний день всего 300 гарнитур в 900 начертаниях. И даже если добавить сотню-другую неизвестных "ПараТайпу" шрифтов...

Но оставим проблемы нескольких профессионалов, вернемся к книге. Основной пафос этой книги как текста - стремление к качеству шрифта и набора, к комфортности чтения. Та же книга как предмет находится в противоречии с этими принципами. Прилипающие к тексту колонтитулы, однобуквенные союзы и предлоги в конце строки, рассыпанные практически на каждой странице, до девяти (!) переносов подряд, такие переносы, как "при-нтеры". Встречаются "слепые" иллюстрации, задача которых - продемонстрировать красоту шрифта в наборе или преимущества качественного набора. На странице 434 пропущена часть таблицы, а вместо нее повторно напечатан фрагмент со страницы 433...

Но все это, конечно же, мелкие придирки на фоне глубины разлившейся вширь современной культуры книгоиздания. В конце концов я же прочла книгу, и вы прочтете, если вас интересует тема.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1538
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1739
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1845
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4197

Другие новости