0
1293
Газета Искусство книги Интернет-версия

20.12.2001 00:00:00

Книга, объект, бокс…

Тэги: узефеефикация, культура


УЗЕЕФИКАЦИЯ любого явления искусства традиционна для старой европейской культуры. Именно этим определяется отношение исследователей и артрынка к новым материалам и формам. За последние тридцать лет иллюстрированные издания, книжный объект и другие жанры, использующие книжную форму, стали самостоятельным объектом изучения и коллекционирования и обозначаются ныне понятием "Книга художника". Однако в России положение этого жанра зыбко и неопределенно. Такая неопределенность связана с многообразием языка, материалов и форм, в которых существует книга художника. Блуждая по музейным хранилищам, она пытается найти свое место. В отечественных музеях книга художника хранится, скорее, по техникам исполнения, чем по видам: компьютерная печать и фото претендуют на хранение в отделе новейших течений; традиционные офорт, литография, линогравюра и т.д. - в отделе печатной графики; объект из металла, дерева или камня - в отделе скульптуры.

Для западных собирателей и искусствоведов современная библиофильская книга, книга художника, книжный объект - понятия привычные и рабочие. Возможность увидеть в книге не только произведение графики или полиграфии, но самостоятельную пластическую форму позволила выделить ее в особый вид искусства, а посему и относиться к нему как к самостоятельному направлению. Первая попытка осмысления жанра была предпринята в 1960 году благодаря выставке "The Artist & The Book 1860-1960 in Western Europe and the United States" в Музее изобразительных искусств Бостона. Буква "и" между словами "художник" и "книга" в названии еще многие годы будет вносить полемику в определение жанра, где книга может существовать в рамках как иллюстрированного издания, так и книжного объекта. Затем в Европе и Америке прошли другие выставки, обращавшиеся к разным аспектам "книги художника". К самым главным из них можно отнести: "Dokumenta VI" Кассель, 1977, где были показаны издания Й.Бойса, Дж.Дайна, Р.Пенка, А.Кифера и др.; "Papiergesange. Buchkunst im zwanzigsten Jahrhundert" Bayerische Staatsbibliothek, Munchen, 1992; "A Century of Artist"s Books", The Museum of Modern Art, New York, 1994. В двадцатом столетии художники постоянно обращались к слову как к графическому образу. Выставка "Lettres et Chiffres. Schrift im Bild", Galerie Beyeler, Базель, 1980, рассматривала слово как вербальный и пластический знак, реализованный в различных материалах - от станковой живописи до скульптуры.

Рамки жанра "Книги художника", включающей в себя разные виды - от самиздата до объекта, сегодня определяются несколькими критериями. Главным из них является то, что она прежде всего - произведение визуального искусства. Ее трудно упрекнуть в скромности, практичности, дешевизне, необходимости для зрителя или читателя, она всегда создается вопреки, и только сам художник в отдельно взятом случае думает о потенциальном потребителе, выставочном пространстве, музее и библиотеке. В эпоху артбизнеса "Книга художника" также востребована, коммерчески оправдана, актуальна и в тоже время маргинальна, как и любое другое искусство. Одним словом, с такой книгой все становится яснее, если воспринимать ее как один из видов визуального искусства и, во всяком случае, не просто книгой. Такой путь в развитии "Книги художника" наметился после 1960-х годов, когда, с одной стороны, издатели потеряли прежний интерес к малотиражным дорогим оригинальным изданиям, а с другой - появились новые простые печатные технологии, позволившие художнику самому стать издателем. Ощутимый удар по традиционному отношению к книге нанесли художники поп-арта в 1960-е годы, активно включив ее в свой арсенал. Именно они из книги сделали объект искусства, перемешав слова, изображения и предметы в едином образе - ящике, назвав его боксом. Сегодня самое легендарное издание художников поп-арта, в котором приняли участие Энди Уорхол, Джеймс Розенквист, Сэм Френсис, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Клас Ольденбург и др. - "1с LIFE" (1964) стало хрестоматийным.

Место и время рождения русской книги художника известны. Первая выставка прошла в зале эстампов Российской национальной библиотеки в 1990 году. За эти годы состоялся ряд выставок не только в России, но и за рубежом. Спустя десять лет разговор о терминологии и дефиниции жанра на первый взгляд может показаться наивным и неактуальным. Попытку определить книгу художника как самостоятельный жанр предпринимали не раз. В начале 1990-х годов, когда проходили первые выставки, неоднократно возникала полемика вокруг понятия "книга художника". Художники своими работами пытались осознать и расширить границы жанра. Иллюстрированные издания, визуальная поэзия, литературный и художественный самиздат, авторская, рукодельная, экспериментальная, библиофильская книга и книжный объект - все они являются самостоятельными видами и в то же время могут быть "книгой художника". И тем не менее именно это сложное бытование книги художника в современном искусстве вносит хаос в представление этого жанра в музейных собраниях и затрудняет систематическое коллекционирование таких книг как единой формы, не рассеивая их по разным, специализированным хранениям. Отсутствие особых фондов или отделов в музеях не только ведет к невозможности систематически собирать русскую книгу художника, но и закрепляет за ней статус исключительно экспортного художественного товара, если оперировать терминами артрынка. Думаю, что такие зарубежные собрания как Баварская, Саксонская, Британская, Берлинская государственные библиотеки и Берлинский кабинет эстампов могут поспорить с отечественными музеями как качеством, так и объемом собраний русских книг такого рода.

Проблемам бытования книги художника в государственных собраниях был посвящен круглый стол, проходивший в Государственном Русском музее в июне 1999 года. Эта акция еще раз выявила случайный и некомплексный взгляд на проблему. Так, авторские издания группы "Митьки" с их собственным текстами, напечатанные большими тиражами, многие склонны включать в рамки того же жанра. Зачастую это обычная книга или автомонография, носящая пропагандистский или манифестационный характер, чем-то близкий культуре и политике русских футуристов 1910-х годов. Нередко к "книге художника" относят современную библиофильскую продукцию или малотиражные издания. В отделах графики крупнейших музеев не определено отношение к машинным способам печати, в которых сегодня активно работают художники.

Итогом дискуссии стало решение о проведении выставки русской книги художника в XX веке с большим ретроспективным разделом. Возможно, эта выставка позволит не только проследить путь эксперимента в книжной форме, но и определить позицию искусствоведов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1720
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1535
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1753
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1463

Другие новости