0
3150
Газета Люди и положения Интернет-версия

24.05.2013 00:01:00

Учить дураков – только портить

Тэги: театр, премьера, Белякович


театр, премьера, Белякович Жители деревни удивляются планам приезжего учителя (Роман Дробот). Фото с сайта Театра им. Станиславского

Валерию Беляковичу идет большая сцена – он ее чувствует и наслаждается ее возможностями. Когда смотришь его последнюю постановку на сцене Театра им. Станиславского, зрителю передается энергия режиссера – «Любите ли вы театр? Да, люблю!» Это что касается зрителей, но нужно отметить и самоотдачу, с которой относятся к новой работе актеры. По всему видно, что сначала немного скованные, с каждым очередным выходом на сцену они начинают заряжаться возможностями «театрального капустника», на который эта постановка иногда смахивает. Благо актеров задействовано в спектакле много. Белякович спешит, ставит премьеру за премьерой, торопится наиграться большой сценой и выразить с ее помощью накопившиеся в нем смыслы за многие годы работы в Театре на Юго-Западе. Представляю, что было бы, если бы ему дали сцену Большого театра!
В Театре Станиславского долгое время то тлел, то разгорался конфликт между художественными руководителями и коллективом. Обе эти части творческого процесса всякий раз оказывались недовольны друг другом. В разные инстанции шли коллективные письма с требованиями снять очередного руководителя. Это заслоняло новые премьеры театра и накладывало отпечаток на коллектив как на скандальный, не способный к нормальной работе. Не самая хорошая репутация. Но и полупустые залы – тоже не лучший показатель. Новый руководитель в уже сложившемся пространстве всегда может оказаться чужаком. На этот раз такого, кажется, не случилось. Белякович, назначенный сюда полтора года назад, зрелый мастер, в течение многих лет имевший и свою труппу, и свою сцену. Ему хочется уже не столько ставить, сколько высказываться. Возможно, именно поэтому в качестве очередной премьеры он выбрал пьесу 80-х годов Нила Саймона «Дураки». Американский классик, лауреат Пулитцеровской премии написал сатиру на соцлагерь. Действие пьесы, населенной дураками, происходит в Польше, но могло бы с легкостью происходить и в России. «Такой деревни не сыскать в целой Польше», – говорит один из персонажей. – «Вы хотите сказать – в России?» – уточняет приезжий учитель Леон Толчинский. «Какая разница? – отвечают ему. – Люди у нас добрые, но все как один безголовые».
Впервые Белякович поставил «Дураков» в Театре на Юго-Западе четверть века назад (1987). Показательно, что реплики пьесы сегодня столь же актуальны, как и прежде, несмотря на перестройку, смену государственного строя и т.п., прошедшие за это время. Видимо, Нил Саймон был прав, столь однозначно обозначив адрес действия своего произведения. Напомню сюжет. В некую деревню Куличовка, прочитав объявление в городской газете, приезжает новый учитель Леон Степанович Толчинский (актер Роман Дробот). Учитель он молодой, а потому едет в деревню с вдохновением и желанием научить жителей наукам, дабы сделать их жизнь прекрасной. Но, оказавшись на месте, он сталкивается с неожиданностью: жители Куличовки убеждены, что на них уже 300 лет лежит проклятье, благодаря которому в деревне рождаются только дураки. Они принимают это свое «наказание» как счастливую данность, радуются рождению новых дурачков и вовсе не желают выйти за пределы своего местечка. Учиться они тоже совершенно не хотят: «Здесь живут одни дураки и учить нас бесполезно!» Объявление о вакантном месте учителя дает в газету местный доктор Зубрицкий (народный артист России Владимир Коренев), который является главным авторитетом в деревне. Сама же деревня принадлежит графу Юзекевичу (народный артист России Валерий Афанасьев), который является второй силой притяжения в пьесе. По легенде считается, что если кто-либо из Юзекевичей женится на ком-то из Зубрицких, то проклятье с деревни будет снято. Тут и возникает любовь между дочкой доктора Зубрицкого (Анна Капалева) и молодым учителем. Но вмешивается пожилой граф и всяческими хитростями пытается сам заполучить девушку. 
Собственно говоря, эта любовная фабула ничего нового не дает для восприятия пьесы, кроме того что представляет возможность актерам показать свои возможности, перейдя от сатиры и гротеска к некоторой лирике. «Мне понравилось название», – бесхитростно говорит Белякович, обозначив свою постановку как «неправдоподобная комедия». На самом деле он, конечно, хитрит. Дело не в названии, а в том контексте, в который эта пьеса попадает, – любви к самобичеванию, которая нет-нет да и становится доминирующей в современном российском обществе. Чувство довольно разрушительное и уж точно не созидательное. И хотя действие по сюжету происходит в Польше, мы без сомнения переносим его на русскую почву. «У нас дураки возведены в ранг национальных героев», – говорит один из деревенских жителей. Зал смеется. «Нам страшно, но мы уже как-то привыкли, говорят, в других деревнях еще хуже!» – вторят ему другие. «Будем жрать одни одуванчики! От одуванчиков польза большая – от них дуреешь капитально», – радуются третьи. 
С таким самозабвеньем жители деревни произносят эти реплики и с такой готовностью зрители смеются этим шуткам, что иногда становится даже неловко. О чем же спектакль, в конце концов? И еще раз вчитываешься в текст программки – правда ли, что автор – американец, или это все же псевдоним, за которым скрывается очередной русский олигарх? Если американец, то что он себе позволяет, а если русский – то… как ему не стыдно? Стыдно.
Белякович берется за сложную тему, его задача – вырулить с помощью пьесы в какой-то созидательный контекст. Вдоволь насмеявшись и тем самым удовлетворив зрителя, в очередной раз продекларировав, что «у любви нет преград, и если любишь…», ему надо, собственно, настроить нас на какой-то позитив. Удается ли это? «В других деревнях уже паспорта поменяли…», – завидуют одни жители Куличовки. «Не надо грязи!» – возмущаются другие.
«У нас все в семье были дураками, но все мы патриоты», – под гомерический хохот зала проникновенно заявляют третьи. «Идите в политику, вы сейчас в хорошей форме», – иронизируют четвертые… 
Беляковичу удается эта сатира в первую очередь благодаря игре актеров. И Коренев, играющий доктора, хотя и называет себя дураком, вовсе таким нам не кажется, и учитель Толчинский воспринимается не только разночинцем, но в первую очередь молодым человеком, готовым для любви, и невеста его вдруг на наших глазах просыпается от «дурной» спячки, ведомая все той же любовью: «Я хотела бы стать перелетной птицей и парить над людьми». Почти Нина Зарецкая из деревни Куличовка. Вот эта счастливая концовка с любовью и наивной верой деревенских в то, что ум как-нибудь сам собой у них появится, переводит сатиру в жанр романтичной сказки, и доктор Зубрицкий в исполнении Коренева все больше начинает смахивать на любимого нами Доктора Айболита, а граф Юзекевич похож на сказочного Принца Лимона из «Приключений Чиполлино». «Ага! – радуемся мы. – Это сказка, в которой намек! Намек мы поняли. Спасибо!» 
Не знаю, задумывал ли это режиссер или нет, но именно такой сказочный, немного дурашливый и светлый конец вытесняет чувство раздражения, которое поначалу все же появлялось. И все эти народные пляски и хороводы, все эти ряженые дураки кажутся уже милыми и безобидными людьми. Белякович сумел поставить легкий и веселый спектакль, рассчитанный на широкого зрителя, показав тем самым, что возможности репертуарного театра пока еще позволяют добиться удачи.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1611
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2561
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
1902
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
1902

Другие новости