0
5399
Газета Люди и положения Интернет-версия

13.09.2013 00:01:15

Услышать Вермеера

Катерина Киндем

Об авторе: Катерина Киндем – журналист.

Тэги: лондон, выставка, Вермеер, музыка


лондон, выставка, Вермеер, музыка Во время проведения выставки исполняется старинная барочная музыка. Фото Reuters

В Национальной галерее Лондона проходит выставка «Вермеер и музыка. Искусство любить и наслаждаться жизнью». Несмотря на известное во всем мире имя художника, вынесенное в название выставки и которое, несомненно, привлечет посетителей, основная тема здесь все-таки –  взаимоотношение музыки и живописи, двух искусств, одинаково важных для Голландии XVII века. 

Кураторы постарались раскрыть все многообразие значений, зашифрованных в изобразительных композициях,  и отобрали 25 картин голландских художников. Среди них работы таких прославленных мастеров, как Карел Фабрициус, Ян Стен, Габриэл Метсю, Питер де Хох и, конечно, Ян Вермеер – главная звезда выставки. 

Экспозиция посвящена различным аспектам музыкальной культуры, нашедшим отражение в голландской живописи Золотого века – от эмблематики натюрмортов memento mori до жанровых сцен и групповых портретов музицирующих дам и галантных кавалеров. Наибольшую популярность  музыкальная тематика обрела в картинах, отображающих тонкие любовные взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Не случайно представленные на выставке образцы иллюстрированных песенников XVII века были желанным подарком для влюбленных. 

В протестантских Нидерландах музыка была важным элементом жизни, она исполнялась в церкви и в тавернах, во время празднеств и  в семейном кругу. При ограниченном количестве развлечений музицирование стало одним из популярных способов разнообразить свой досуг. Устраивались домашние концерты, под обучение игре на музыкальных инструментах маскировались романтические свидания. Умение петь и играть считалось  важным женским достоинством. Поэтому на многих картинах того времени дамы в тихой задумчивости перебирают струны лютни или клавиши вирджиналя. 

Музыкальные инструменты как символ неуловимости и эфемерности сами часто становились героями полотен голландских мастеров. В аллегорических натюрмортах, так называемых ванитас, они нередко изображались рядом с человеческим черепом,  символизирующим быстротечность и конечность  жизни.

Находкой кураторов стало включение в экспозицию аутентичных музыкальных инструментов. Представленные на выставке лютни и гитары, вирджинали и клавикорды производят на современного зрителя большое впечатление изысканностью и сложностью декоративных элементов, выполненных из перламутра, кости и других ценных материалов. По словам Николаса Пенни, директора Национальной галереи, «экспонирование музыкальных инструментов вместе с произведениями живописи позволило оценить исключительную красоту и художественную ценность этих предметов, многие из которых содержат элементы живописи и скульптуры, как и картины, на которых эти инструменты запечатлены». 

Для тех, кто хотел непременно увидеть Вермеера, количество его работ может показаться огорчительно малым: их всего четыре. Вообще, сохранившихся картин мастера немного – 35, и треть из них  содержит «музыкальные мотивы», именно их и отобрали кураторы.

Два из четырех холстов, принадлежащих кисти великого голландца, – из собрания Национальной галереи: «Дама, сидящая за вирджиналем» и «Дама, стоящая у вирджиналя». Включение двух других работ – «Урок музыки» и  «Гитаристка» – позволило не только расширить зрительный ряд, но и провести технико-технологическое сравнение. Результаты этих сложнейших  исследований в наглядной форме представлены зрителю в специальном разделе «Вермеер и техника».  

Специалисты   также рассмотрели и индивидуальные характеристики используемых живописных материалов. Например, анализ палитры показал, насколько широко Вермеер применял ультрамарин – один из самых дорогих синих пигментов, поставлявшийся в Европу из Афганистана. Несмотря на высокую стоимость минерала, художник использовал его как самостоятельно, так и в сочетании с другими пигментами, достигая желаемых цветовых эффектов и колористической гармонии композиций.

Исследовался и кракелюр – сеть трещин на поверхности картин, возникающих в различных слоях в процессе высыхания. Будучи одним из основных внешних признаков «старой живописи», кракелюр  часто становится предметом пристального изучения не только со стороны исследователей, но и фальсификаторов. Одно из самых громких дел в истории фальсификации произведений искусства в XX веке было связано с именем Хана ван Меегерена, успешно выдававшего свои произведения за работы Вермеера и других мастеров голландской школы.

В рамках выставки «Вермеер и музыка» Национальная галерея продолжила традицию концертов живой музыки, существующую в музее с 1922 года. На этот раз у посетителей есть возможность услышать  оригинальные сочинения голландских композиторов эпохи барокко в исполнении музыкантов лондонской Академии старинной музыки. По мнению хранителя коллекции голландской и фламандской живописи Марджори Вайзман, подобный опыт прослушивания «помог посетителям пережить те же приятные музыкальные ассоциации, которые  возникали у наших предшественников в XVII веке при взгляде на эти незабываемые картины».

Большая часть показанных на выставке картин – из собственного собрания Национальной галереи; они вошли в коллекцию в XIX  веке благодаря волне увлечения Золотым веком голландской живописи в среде европейских коллекционеров.

Лондон

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1993
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2985
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2362
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2363

Другие новости